Прозоровский

Музыкальная Поэзия с музыкой Бориса Прозоровского

Борис Алексеевич Прозоровский. Вполне возможно, что это имя многим неизвестно. Партийно-советская власть приложила все усилия, чтобы это имя было забыто, как и имена многих других деятелей культуры, которые не вписывались в нелепые требования так называемой пролетарской культуры. Но, к нашему с вами счастью, партийно-советская власть кончилась и многие замечательные творения Бориса Прозоровского вернулись к нам, но сведения о его жизни удалось собрать очень скупые.

Источник романса, конечно, поэзия. Но идея создания романса чаще всего принадлежит композитору. Именно композитор находит хорошие поэтические тексты (а иногда и заказывает их поэту) и объединяет их с музыкой, соответствующей характеру и содержанию поэзии. Поэтому обычно пишут «Романс такого-то на слова такого-то». Бывает, правда, что один из соавторов, а то и оба, неизвестны. Романс живет, а имена его создателей оказались стертыми временем. Борис Прозоровский написал свыше 60ти замечательнейших романсов, среди них такие очень известные как «Прощай, мой табор», «Вернись, я все прощу», «Мы никогда друг друга не любили», «Плачет рояль», «Газовая косынка», «Караван», «Мы только знакомы», «Огни заката», «Левкои» и другие. Его романсы очень красивы, популярны и любимы и многие из них вы сегодня услышите. Он прожил короткую и трагическую жизнь и на самом деле, как я уже заметил, мы о его жизни знаем довольно мало. Даже год рождения в разных источниках разный. Даже дата и место смерти тоже точно неизвестны. То, что мы знаем о Борисе Прозоровском, мы знаем, в основном, благодаря Владимиру Дмитриевичу Абрамову, ветерану Великой Отечественной войны, коллекционеру музыки, человеку, преданному искусству, и страстному поклоннику русского романса. В. Д. Абрамов обожал творчество Прозоровского и проделал очень большую работу, сопоставляя факты, даты выхода в свет отдельных романсов Прозоровского, поэтические тексты произведений, события в стране. Кирпичик за кирпичиком, он выстроил фундамент драматической биографии композитора.

Борис Прозоровский – Композитор, пианист, аранжировщик, концертмейстер, родился в Петербурге по одним данным 30 июня 1891 года , по другим данным в 1889 году (Н.Ширинский) , по третьим данным в 1886 году (анкета в книге А.Титова), в семье военного врача. Его родители прожили вместе недолго, разошлись, и воспитанием сына занялась мать. Музыкальное дарование Бориса Алексеевича Прозоровского и его тяга к музицированию и сочинительству, проявились в раннем детстве. Но для дворянина стать профессиональным музыкантом было неприлично, и он по настоянию матери и по примеру отца избрал карьеру военного врача. Разница между госпитальной действительностью и привязанностью к музыке, поэтическому миру романса, с годами становилась для Бориса все более очевидной. Еще работая врачом, Борис сочиняет свои первые романсы и в годы Первой мировой войны публикует девять из них в сборнике “Песни печали и любви ” (что, пожалуй, есть одно из самых точных определений романса ).

После октябрьского переворота 1917 года отец помогает Борису перебраться в Тифлис, где он смог, наконец, всецело посвятить себя творчеству. Но тут же встал вопрос, где найти подходящих исполнителей для своих сочинений. В то время в тифлисской консерватории обучалась обладательница сильного и красивого голоса, с очаровательной внешностью, студентка. С ней, Тамарой Церетели, которой в это время было 19 лет, а Борису по меньшей мере 28, и начал готовить концертную программу Прозоровский. И в это же время возникла их взаимная любовь. Это была взаимная любовь с первого взгляда, хотя и драматическая с самого начала. Биографы считают, что этой психологической ситуации, связанной со значительной разницей в возрасте, посвящен романс Прозоровского «Вам 19 лет». Слова романса написала Елизавета Белогорская .

Елизавета Белогорская была и поэтессой и певицей. Она, в частности, написала слова романса «Осень, прозрачное утро», музыка Вадима Козина. Из беседы Вадима Козина с журналистом Борисом Савченко (Савченко Б. А. Кумиры забытой эстрады. – М.: Знание, 1992, стр. 151-152): – Это танго я написал в 1939 году. У меня тогда складывался такой небольшой цикл “Времена года”: “Зима”, “Весна” (“Забытое танго”), “Лето” (“Дышит имя твое”). Не хватало только “Осени”. И вдруг на гастролях в Донецке певица Елизавета Борисовна Белогорская (мы с ней вместе работали в гастрольно-концертном объединении) предложила мне посмотреть ее новые стихи. Елизавета Борисовна выступала на эстраде с исполнением лирических песен. Ей постоянно аккомпанировал известный эстрадный композитор Борис Иванович Фомин. Кстати, “Дорогой длинною” он написал специально для нее. В моей программе было несколько номеров на стихи Белогорской: “Ну улыбнись, мой милый”, “Вам 19 лет”, “В лучах луны”. И вот передо мной – “Осень, прозрачное утро…” Меня сразу же пленило лирическое настроение этих строк, но мелодия пришла не сразу. Несколько дней спустя распахнул утром окно и увидел ту самую “даль из тонов перламутра”. Так родилось танго. Вскоре я записал “Осень” на пластинку с ансамблем под управлением Я. Хаскина. А судьба Белогорской сложилась трагически. Пробираясь в начале войны с Тамарой Церетели на юг, она задержалась в Пятигорске, и когда немцы оккупировали город, Елизавета Борисовна покончила с собой…

Но вернемся к романсу «Вам 19 лет». Возможно, Борис Прозоровский, попросил Белогорскую написать стихотворение соответствующее его жизненной психологической ситуации. Но это мои домыслы. В романсе есть строка, «Ураганом весенним, но совсем не желанным, налетела, как вихрь, эта жаркая страсть». И основной рефрен: «Вам девятнадцать лет, у вас своя дорога, вам хочется смеяться и шутить, а мне возврата нет, я пережил так много, и больно, больно мне в последний раз любить». Послушайте этот романс:

01 Вам 19 лет-Агафонов В

Вам 19 лет

В мою скучную жизнь
Вы вплелись так туманно,
Неожиданно радостна Ваша тайная власть -
Ураганом весенним, но совсем нежеланным
Налетела, как вихрь, эта тайная страсть.

Вам девятнадцать лет,
У Вас своя дорога,
Вы можете смеяться и шутить.
А мне возврата нет, я пережил так много,
И больно, больно так в последний раз любить.

Дни в томительной пляске,
И часы – как минуты,
А минуты – тончайшая серебристая пыль…
Позабудутся ласки, Вы солжете кому-то,
Что любовь наша призрак и далекая быль.

Вам девятнадцать лет…

Рвите лучше жестоко,
Не хочу сожалений,
Не дарите из милости мне весну Ваших лет.
Уходите скорее, оставайтесь виденьем
И мучительно просто скажите мне «нет».

Вам девятнадцать лет…

Исполнил этот романс Валерий Агафонов. Я вам кратко расскажу о Валерии Агафонове, но перед этим – небольшое введение. В моей теории романса (я иногда шучу, что мне посмертно присудят степень доктора романсоведения) – романс на нотной бумаге со текстом, это хотя и результат творческого труда, но еще полуфабрикат. Полным продуктом творческого труда романс становится когда добавляется еще творчество исполнителя и аккомпаниатора. Иногда еще добавляется пятый элемент – творчество арранжировщика. Для слушателя романс это то, что входит в наши уши и души. Т.е. в этом смысле и исполнитель и аккомпаниатор соавторы романса. Тот, кто сколько-нибудь знаком со спецификой моего большого собрания романсов и народных песен знает, что моя коллекция содержит не только разные романсы и народные песни, но и разных исполнителей одних и тех же романсов и народных песен. В процессе пополнения своей коллекции я в каком-то смысле даже несколько больше радуюсь приобретению еще одного исполнения уже имеющегося у меня романса, чем приобретению нового романса. (Я сегодня не затрагиваю еще одного аспекта создания музыкально-поэтических произведений, на который я собираюсь обратить внимание в концерт-беседе «Поэзия и музыка, Серебряный век, часть 1, Сергей Есенин».)

Выбирая исполнителей для сегодняшнего прослушивания, мне пришлось учитывать несколько противоречивые требования, с одной стороны выбрать тех, кто на мой взгляд лучший, с другой познакомить вас с разными хорошими исполнителями. Так вот для первого романса «Вам 19 лет» , который вы уже прослушали, я выбрал Валерия Агафонова. Его я выбрал из имеющихся у меня 13ти исполненителей этого романса. Среди них и исполнение Тамары Церетели, но, во-первых, это романс от мужского имени, во-вторых, запись Церетели с пластинки не очень чистая. Валерий Агафонов аккомпанировал себе на гитаре.

Теперь о Валерии Агафонове. Агафонов Валерий Борисович (1941-1984) родился в Ленинграде. С матерью и братом выжил в ленинградскую блокаду, но был очень слаб, часто болел и у него появилась сердечная недостаточность, а ходить он начал только с четырех лет. Посещал курсы Института театра, музыки и кино, работал в Алтайской филармонии и в Вильнюсском драматическом театре. Выступал в цыганском ансамбле с исполнением таборных песен. Снялся в двух кинофильмах. Работая актером в Вильнюсе, он был также популярен как исполнитель романсов, выступая в лекциях-концертах, которые организовывала и вела его жена, Елена Петровна. Валерий пел, а она рассказывала об авторах романсов и истории их создания. Валерий очень бережно и тактично воплотил в своем пении все самые лучшие, традиции романса, без излишней драматизации, или просто демонстрации голоса. Он умел понять и донести до слушателей основной смысл содержания и все оттенки чувств романсов. Агафонову удалось разыскать многие забытые романсы, а главное, восстановить ценность и значение романса для русской культуры. Он и сам написал музыку к нескольким романсам. В 1980 стал артистом Ленконцерта, выступал с песнями и романсами. Умер в 1984 году от порока сердца.
* * *
Но вернемся к жизни и судьбе Бориса Прозоровского. Он и Тамара Церетели в 1920 году уже выступают вместе в домах тифлисской интеллигенции, в небольших концертных залах и ресторанах Тифлиса. Их принимают доброжелательно и очень тепло. В ноябре 1923 года Борис Прозоровский вместе с Тамарой Церетели прибыли в Москву, где она вскоре уже пела в Московской консерватории. Сохранились воспоминания современников о том, что Тамару и Бориса постоянно видели вместе. Они оба, по воспоминаниям современников, выглядели очень счастливыми. Прозоровский и Церетели стали известны и очень популярны в столице, часто гастролировали по стране. Но в стране уже началась борьба с романсом как с дворянским и белогвардейским жанром. В 1925 году Прозоровского в первый раз арестовывают, но выпускают, запрещая три года выступать в Москве. Выручают Прозоровского гастроли в Крыму и на Кавказе. Потом наступил некоторый период послабления в гонении на жанр романса. В целом 1927-1929 годы были плодотворными и удачными в музыкальной жизни Б. Прозоровского.

Город Псков, 1927 год. Броская афиша следующего содержания: «Все на борьбу с детской смертностью и беспризорностью! 14 ноября Отдел Охраны Материнства и Младенчества Народного Комиссариата Здравоохранения устраивает большой концерт знаменитой исполнительницы романсов (впервые в Пскове) Тамары Церетели. С Тамарой Церетели выступает композитор – автор романсов Борис Прозоровский». Церетели и Прозоровский, певица и композитор, много выступают, и каждый концерт становится триумфом. В 1928 году истек формальный запрет на выступления в Москве. У них – лучшие концертные площадки страны, включая Московскую консерваторию и Колонный зал, даже приглашения за рубеж. В 1927 г. фирма “Музпред” произвела грамзапись лучших романсов Прозоровского в исполнении Церетели. Но выступать вместе им остается совсем недолго … В конце 20х годов НЭП свернули. Неугодным оказалось все, что напоминало о нем, в том числе и романс, который партийная власть опять объявила упадочническим жанром, непригодным для советского человека. В стране развернулась кампания по борьбе романсом и его творцами. Весной 1929-го в городе на Неве состоялась Всероссийская музыкальная конференция, на которой было окончательно решено запретить исполнение и издание жанра … романса, так как «наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией музыка <этого типа>, заражая рабочего нездоровыми эмоциями, играет не последнюю роль в борьбе против социалистического переустройства общества».

В 1930 году на Прозоровского поступил донос. Последовал второй арест. 10 июня того же года Правительством СССР было принято постановление «О сооружении Беломоро-Балтийского канала», которым предписывалось использовать на строительстве 120 000 заключенных ОГПУ. Среди последних оказался и композитор Борис Прозоровский. На строительстве Беломорканала Прозоровский содержался как заключенный, но работал по специальности врачом, что и спасло на некоторое время его жизнь. Вернулся композитор в Москву в 1933 году. Дальше среди биографов Бориса Прозоровского в этом периоде жизни есть разногласия. По одним источникам в Москве возобновляется творческий союз с Тамарой Церетели. 17 апреля 1933 года под аккомпанемент Б. Прозоровского певица записывает на пластинку четыре вещи. Эта пластинка оказалась последним прижизненным изданием для композитора. По другим источникам, вернувшись в Москву, опальный композитор узнал, что Тамара Церетели стала звездой и выступает с другим аккомпаниатором Зиновием Китаевым. Оказалось, что и любовь Тамары Церетели осталась позади. Прозоровский тяжело переживал случившееся. Переживания окрасили его творчество в трагические тона, но не оттолкнули Бориса Прозоровского от Тамары Церетели, которой посвящено его творчество. На нотных сборниках 20 – 30-х годов после слов ”Музыка Б.Прозоровского” почти всегда стоит: ”Посвящается Т.Церетели”. В этот период он написал романс «Мы только знакомы, как странно», который по предположениям биографов отражает психологическую ситуацию новых отношений с Тамарой Церетели.

Послушайте этот романс в исполнении Л.Голубкиной. Обратите внимание на очень хороший аккомпанемент инструментального ансамбля.

02 Мы только знакомы-Голубкина Л

Мы только знакомы

Спокойно и просто мы встретились с вами,
В душе зажила уже старая рана,
Но пропасть разрыва легла между нами –
Мы только знакомы. Как странно…

Как странно все это, совсем ведь недавно
Была наша близость безмерна, безгранна.
А ныне, ах, ныне былому не равно,
Мы только знакомы. Как странно…

Завязка – вся сказка. Развязка – страданье.
Но думать все время о вас неустанно…
Но, может быть, впрочем… Зачем? До свиданья.
Мы только знакомы. Как странно…

Автор слов Л.Пеньковский, о котором нет сведений, кроме того, что его имя упоминается как переводчика Омара Хайяма. Голубкину я выбрал из имеющихся у меня 34х исполнений. Кратко о Л.Голубкиной: Народная артистка России Лариса Голубкина родилась в1940г. в Москве. “Я пела буквально с 2-3 лет, и это мое желание все время в доме культивировали: то на стульчик, то на столик меня поставят, в платьице красивое нарядят: “Лариса, спой!“. Но папа Ларисы был очень суровым и непримиримым противником актерской профессии. Поэтому Ларисе пришлось преодолеть много трудностей, правда мама была за неё. Окончила Московское музыкально-педагогическое училище (1959), затем музыкальное отделение ГИТИСа. Лариса Голубкина училась на втором курсе, когда ей поступило предложение Эльдара Рязанова сняться в “Гусарской балладе”. “Гусарская баллада” принесла Ларисе Голубкиной невероятную популярность. Даже отец изменил свое отношение к актерской профессии и гордился своей дочерью. После “Гусарской баллады” последовали роли в других фильмах, но желание петь актрису никогда не покидало. Лариса училась этому искусству у Марии Петровны Максаковой. Объездила с концертами всю страну, выступая как исполнительница популярных песен, романсов. В 1974 году Голубкина познакомилась с Андреем Мироновым, и вскоре они поженились. Вместе прожили четырнадцать лет. 14 августа 1987 года Миронов внезапно умер. “Замуж я больше не выходила, говорит она. – После Андрюши даже смешно… И дома я ничего не трогала, не меняла. Как Андрюша устроил, так и есть”.
* * *
Проследим далее судьбу Бориса Прозоровского. 1 декабря 1934 года (в день убийства Кирова) по личному указанию Сталина ЦИК СССР принял постановление «О внесении изменений в действующие УПК союзных республик», упрощавшее процедуру судебных разбирательств. Первая волна репрессий затронула оставшихся «представителей старой интеллигенции и дворянства», поголовно объявленных «белогвардейцами». За несколько месяцев в Москве и Ленинграде десятки тысяч человек были арестованы и отправлены в лагеря. Для Бориса Прозоровского третий в его жизни арест обернулся ссылкой в город Свободный, возле Благовещенска. Есть утверждение, что там в 1935 или в 1936 году его встретил находившийся на гастролях Вадим Козин. Затем вроде бы Прозоровский был переведен в один из лагерей под Хабаровском. Но точных данных нет. И еще один документ. Приказ наркома внутренних дел Н. И. Ежова от 31 июля 1937 года: «Предписываю начальникам республиканских, краевых и областных УНКВД в течение 4 месяцев, с августа по ноябрь 1937 года, провести операцию по изъятию и репрессированию антисоветских и социально опасных элементов, которые содержатся в тюрьмах, лагерях, трудовых поселениях и колониях, а также членов их семей, способных к активным действиям». По одним источникам Борис Прозоровский был расстрелян в 1937 году. По другим источникам, тоже расстрел, но раньше. По третьим источникам Прозоровский умер в 1939 году. Проверить эти источники биографам не удалось. В 1957 году Б. А. Прозоровский был реабилитирован посмертно «за отсутствием состава преступления». Режиссер Сергей Сметанин во вступлении к сборнику романсов Прозоровского «Плачет Рояль» написал: «Да, режим уничтожил человека, но его яркие, волнующие, нежные мелодии живут до сих пор. С этими замечательными творениями не справится никакой режим, никакая государственная машина, потому что всегда существуют Любовь, Нежность, Страсть и Счастье! А значит, всегда будет существовать их самый искренний выразитель – русский романс.»

Тамара Церетели после расставания с Прозоровским никогда не была замужем. В одном из интервью Тамара Семеновна обронила знаменательную фразу: ”Всю мою деятельность обусловил Борис Прозоровский, этот замечательный человек и музыкант’‘. Тамара Церетели ушла из жизни на 30 лет позже, в 1968 году (в возрасте 68 лет). В моей коллекции есть 34 её записи.
* * *
Вот романс, который многие из вас скорее всего слышали, и скорее всего в исполнении Изабеллы Юрьевой, у которой он был одним из коронных номеров. И вы, возможно, не знали, что музыка Бориса Прозоровского. Я для сегодняшнего прослушивания из шести исполнений в моей коллекции выбрал современную исполнительницу Наталью Сорокину. Обратите внимание на богатую аранжировку и мастерство фортепианного сопровождения. За роялем засл. артист России Михаил Аптекман.

03 Белая ночь-Сорокина Н

Белая ночь

Весна не прошла, жасмин ещё цвёл,
Звенели соловьи на старых клёнах.
Ждала я в беседке, и ты пришёл,
И был со мною, влюблённый, нежный мой,
Шептал слова любви:

     Белая ночь, милая ночь,
     Светлою мглою здесь нас укрой
     И не спеши ты зажечь свет зари.
     Белая ночь, милая ночь,
     Сон добрых фей нежно навей,
     И со мной ты,
     Мы вдвоём - я и ты.

Весь мир для нас здесь молчит
Во мгле незримой.
Как сладко голос твой звучит,
О мой любимый!

     Белая ночь, милая ночь,
     Сон добрых фей нежно навей,
     И со мной ты,
     Мы вдвоём - я и ты.

И снова весна, и опять всё цветёт,
Вновь соловьи звенят в аллеях парка.
Зачем мне их песни? Он не придёт.
И сердце вновь так жарко шепчет мне
О той, другой весне...

     Белая ночь, светлая ночь,
     Мучит огнём память о нём.
     О, скорей пусть мелькнёт свет зари!
     Белая ночь, светлая ночь,
     Тихо в окно шепчет одно:
     Нет его, нет, он ушёл, -
     Он далёк.

Сорокина Наталья родилась в Петербурге. Отец физик, мать филолог, оба закончили ЛГУ, оба пели в студенческом хоре. С 6 лет Наташа занималась в музыкальной школе при по классу фортепиано. В 1979 году поступила на курс Музыкальной Комедии в Ленинградский Театральный институт и окончательно выбрала карьеру певицы. По окончании института была приглашена на работу в Ленконцерт. Неоднократно принимала участие и побеждала в различных эстрадных конкурсах. В 1988 году на IV Всесоюзном конкурсе Наталья получила звание дипломанта и диплом “Гран-при”. В 1992 и 1993 годах работала по контракту в Японии. После возвращения из Японии была приглашена на работу по контракту в кабаре “Канкан” с эстрадной программой русских и зарубежных песен, параллельно работала в цыганском ансамбле. Трижды выезжала по контракту во Францию. С 1994 года Н.Сорокина начала выступать с сольными программами русских и цыганских песен и романсов. В 1997 году вышел ее альбом под названием “Сорока-белобока”, который разошелся по России 200 тысячным тиражом. В 1999-2000 году по зрительскому и читательскому опросу Петербургского журнала она объявлена “Мисс-Романс 1999 и 2000 года”. В 2001 году в серии “Золотые россыпи романса” вышел ее романсовый альбом “Белая цыганка”. В 2002 году на гастролях в США дала несколько романсовых концертов в Бостоне. Выпустила сборник стихов, пишет эстрадные пьесы. В 2004 г. состоялась премьера её музыкально-стихотворной пьесы “Цветы Коломбины” в Петербургском Театре Эстрады им. А.И. Райкина.

Автор слов Борис Тимофеев. Он будет автором слов в нескольких сегодняшних романсов и я о нем скажу несколько слов. Борис Николаевич Тимофеев (1899-1963) – автор слов к многим романсам. Окончил Юридический факультет ЛГУ. Первый сборник стихотворений, 1921, выпустил под фамилией “Тимофеев-Еропкин”. В самое темное время выпустил книгу “Сатира и юмор в поэзии народов Советского Союза”. В 1961 году выпустил книгу “Правильно ли мы говорим? Заметки писателя”. Была переиздана в 1963 г. Автор слов широко известной шуточной песенки “Неудачное Свидание” (музыка А. Цфасмана). “Мы были оба. – Я у аптеки! – А я в кино ждала вас! – Так значит, завтра, на том же месте, В тот же час!
* * *

Следующий романс «Караван» очень красивый, очень популярный и немного загадочный. Автор слов тоже Борис Тимофеев. Эльмиру Жерздеву я выбрал из 32х разных исполнений. Эльмира Жерздева родилась в шахтерском городке Болохово в Тульской области. Окончила вокальное отделение Музыкального училища при Московской государственной консерватории. После окончания училища поступила на работу в Московскую областную филармонию, затем в Москонцерт. В 1962 году Э. Жерздева становится лауреатом Второго Всероссийского конкурса артистов эстрады. Борис Мандрус, многолетний аккомпаниатор К. И. Шульженко, предложил молодой певице сотрудничество. С этим известным музыкантом Э. Жерздева подготовила программу старинных романсов, с которой дебютировала в 1974 году в Театре эстрады в Москве. Артистка объехала с гастролями весь Советский Союз. В составах различных концертных групп побывала в Люксембурге, ГДР, ФРГ, Финляндии, пела в Канаде и в Японии. По приглашению Румынского концертного объединения работала солисткой в программах румынского мюзик-холла. Фирмой “Мелодия” выпущено пять грампластинок-гигантов Эльмиры Жерздевой с программами русских песен и романсов. В 1993 году певица удостоена звания заслуженной артистки России.

04 Караван-Жерздёва Э

Караван

Мы странно встретились и странно разойдёмся,
Улыбкой нежности роман окончен наш.
И если памятью к прошедшему вернёмся,
То скажем: "Это был мираж".
Припев:
  Так иногда в таинственной пустыне
  Мелькают образы далёких, чудных стран.
  Но это призраки, и снова небо сине,
  И вдаль идёт усталый караван.
И мы, как путники, обмануты миражем,
Те сны неверные не в силах уберечь.
Мы никогда друг другу не расскажем
Всю тайну наших странных встреч.
Припев.
Пусть впереди всё призрачно, туманно,
Как наших чувств стремительный обман.
Мы странно встретились, и ты уйдёшь нежданно,
Как в путь уходит караван.
Припев.

«Мы никогда друг другу не расскажем всю тайну наших странных встреч»
* * *

На очереди романс с названием «Довольно». Из 6-ти исполнителей я выбрал Ольгу Храмцову. Ольга Храмцова – талантливая московская певица с удивительно чистым и уникальным по красоте звучания голосом. Родилась в Москве. Занималась по классу вокала у солистки Большого театра Г.П. Нечаевой. Истинный талант певицы открылся в конце 80-х годов в жанре старинного русского романса. Она не только превосходно исполняет известные романсы, но и бережно собирает, восстанавливает и возвращает слушателям незаслуженно забытые и затерянные «жемчужины» этого замечательного жанра. В репертуаре Ольги Храмцовой более 200 романсов из репертуара звезд русской эстрады начала ХХ века. Глубокое изучение российской романсовой культуры позволило ей создать ряд уникальных авторских программ. По отзывам прессы, концерты Ольги Храмцовой наполнены красотой, утонченностью, аристократичностью манер. Одна из моих корреспонденток, любительница русского романса, написала мне, что она и многие её друзья, любители этого жанра, каждый раз с нетерпением ждут очередного концерта Ольги Храмцовой, потому что она всегда откроет для них что-то новое. Автор слов Оскар Осенин, написавший слова многих известных песен и романсов.

05 Довольно-Храмцова О

Довольно…

Прощай, я ухожу надолго, навсегда...
Обоим нам с тобой быть вместе слишком больно.
И ты меня, мой друг, не спрашивай, куда
Я ухожу совсем... Довольно слез. Довольно!

Давай поговорим без боли и тоски —
И, может быть, хоть миг повторится невольно,
Но только ты меня остаться не проси...
Я ухожу совсем... Довольно слез... Довольно.

Одно тебе сказать, прощаясь, я должна:
Пусть робкая душа судьбою недовольна,
Тебя я все равно любить осуждена...
Я ухожу... Совсем. Довольно слез. Довольно.

* * *

Следующий романс «Игра любви» часто фигурирует под названием «Мы оба лжем». Автор слов опять же Борис Тимофеев. В качестве исполнителя из 19-ти возможных я выбрал Инну Субботину. Инна Субботина выросла в Нальчике, занималась в музыкальной школе по классу фортепиано. Преподаватели прочили ей карьеру пианистки. Уже в седьмом классе музыкальной школы она заняла второе место на республиканском конкурсе пианистов. Дальше последовал конкурс песни, на котором Инна стала победителем. Она смогла поступить сразу на второй курс училища им. Гнесиных. Далее была работа во время учебы и после в Московской филармонии и Росконцерте. Чуть позже она участвовала в съемках документального фильма о семье Цветаевых «Киноэскиз о любви и смерти», где прозвучали песни Субботиной на стихи Марины Цветаевой. Любовь к романсам привела певицу в театр «Русские сезоны», где Инна Субботина исполняла русские романсы на стихи поэтов Серебряного века. В 2004 году вышел первый альбом Инны Субботиной «Мои любимые романсы». Потом были еще два альбома.

06 Игра любви-Субботина И

Игра любви

Как прежде, нежностью полны часы свиданий,
И видимся с тобой мы каждый день.
Но это лишь мираж былых воспоминаний,
Любви угасшей медленная тень.
	Мы оба лжём, и оба это знаем,
	Какая странная и грустная игра,
	Ведь мы давно так ясно понимаем,
	Что кончить прошлое пора!
И всё же нас страшит угрюмый час разлуки,
Так жутко вдруг навеки потерять
Знакомый голос твой, и ласковые руки,
И пепельных волос родную прядь.
	Мы оба лжём, и оба это знаем...
Пускай любовь прошла, промчалась без возврата,
Пусть брошены измятые цветы,
Но в мёртвых лепестках так много аромата,
Так много в них последней красоты.
	Мы оба лжём, и оба это знаем...

* * *

Мелодически интересный романс «Кольца» на слова Н.Бектабекова исполнит Евгения Разина. О ней известно, что она была очень популярна примерно в то же время, что и молодая Клавдия Шульженко. Евгения вышла замуж за европейца и уехала. Вскоре умерла от рака. Я выбрал её для сегодня из 9 исполнителей этого романса в моей коллекции. Всего у меня есть 25 записей романсов в исполнении Евгении Разиной, в то числе «Хризантемы», «Мы только знакомы», «Не лукавьте», «Ночь светла», «Ямщик, не гони лошадей» и другие. Об авторе слов Н.Бектабекове просто не удалось найти никакой информации.

07 Кольца-Разина Е

Кольца

Вам никогда не позабыть меня,
И мне вас позабыть, как видно, не придется.
Мы спаяны, как два стальных кольца,
И эта сталь не разойдется.

Вы слишком хороши, чтоб вас легко забыть,
Я слишком вас люблю, чтоб разлюбить так скоро...
И снова жажду я свиданий и позора,
И знойные уста хочу с устами слить.

Пускай нас жизнь сама разъединяла,
Но все-таки я ваш, и вы моя всегда.
Нас слишком страсть в одно связала:
Мы спаяны, как два стальных кольца
1924

* * *

Основная тема романсов, конечно, любовь. В самых разных её проявлениях. Вот романс о несостоявшейся любви. О любви, которая могла быть. Но не было. Слова самого Прозоровского. С хорошо известной строчкой, ставшей почти поговоркой. Романс называется «Корабли» Исполнит его сегодня для вас Николай Копылов. Николай Копылов, ведущий солист Санкт-Петербургского театра оперы и балета им. М. Мусоргского, Заслуженный артист России. Очень грамотный певец с красивым голосом и высокой исполнительской культурой. В моей коллекции есть 116 записей романсов в его исполнении.

08 Корабли-Копылов Н

Корабли

Мы никогда друг друга не любили,
В своих сердцах приветa не носили,
Случайных встреч и взоров не ценили
И разошлись, как ночью корабли.

Но, разойдясь, сквозь сумраки ночные
Мы с трепетом в сердцах своих прочли,
Что наши души близки и родные,
Что полюбить друг друга мы могли.

* * *

А вот романс о любви, которой решено положить конец, пока ей не пришел естественный конец. Под лозунгом «В любви не надо ждать огней заката». Сам романс называется «Огни заката». В тексте, на мой взгляд, ничего достойного внимания. Но сегодня тема «Борис Прозоровский» и мелодия опять интересная и иллюстрирующая талант композитора. Слова Бориса Тимофеева. Поёт Ольга Ковалёва, о которой мне известно только, что она ведущая солистка театра «Санкт-Петербург Опера».

09 Огни заката-Ковалёва О

Огни заката

Есть немало в душе недосказанных фраз,
И не все еще выпиты ласки,
Но конец наступает пленительной сказке,
И в последний с тобой мы встречаемся раз.
Припев:
   Прощай, мой мальчик, не рыдай,
   Забудь меня и не скучай...
   В любви не надо ждать огней заката,
   Пусть наше чувство будет нами смято,
   Но, расставаясь, руку дай,
   Прощай, мой мальчик, не рыдай!..
Надо чувство порвать при несмятых цветах,
В ярком празднике знойного лета,
Так расстанемся с гордой улыбкой привета,
Чтобы вспомнить о прошлом лишь в лучших мечтах.
Припев.
Скоро осень придет, а за нею зима,
Видишь, в небе летят вереницы...
Это к югу несутся свободные птицы,
Это наша любовь отлетает сама.
Припев:
   Прощай, любовь моя, прощай!..
   Забудь меня и не скучай!..
   Уж нам не надо ждать огней заката,
   Пусть наше чувство будет нами смято,
   Но счастлив будь, мне руку дай,
   Прощай, любовь моя, прощай!

* * *

Романс Прозоровского, который вы услышите следующим называется «Угольки». Это романс немного о любви и немного о том, что человеку иногда нужно побыть с самим собой, чтобы его просто никто не трогал. Слова Н.Вильде, который был артистом Императорских театров и сам писал драматические произведения и стихи (умер в 1904 году). А исполняет романс с непревзойдённым мастерством несравненная и без преувеличения великая Алла Николаевна Баянова, которой 18 мая этого года исполнилось 94 года, а 14 марта этого года в Центральном Доме Архитектора состоялся один из в последнее время уже редких её концертов! У меня есть 6 видеоклипов её концерта 27 марта 2007. А всего в моей коллекции 142 записи исполнений Аллы Баяновой.

Алла Николаевна Баянова родилась 18 мая 1914 года в г. Кишиневе (Бесарабия) в артистической семье. Отец певицы, оперный бас, вернувшись с войны после двух ранений в 1918 году, когда Бесарабия отошла к Румынии, перевез семью в Париж. Уже в 9 лет маленькая Алла ассистирует отцу в его номере, а в 13 лет сама поет в баре “Казанова”, где ее замечает А.Н.Вертинский. Баянова настолько нравится “русскому шансонье”, что он приглашает ее петь в своей программе в роскошном ресторане “Эрмитаж”. Приходит первая известность: Но семья переезжает в Белград, где 15-летняя Баянова работает в самых престижных ресторанах, гастролирует в Германии: И опять -сначала в Афины, через 2 года – в Бейрут, потом в Палестину, Александрию, Каир. В Бейруте Алла Баянова знакомится с Петром и Зинаидой Лещенко, и несмотря на выгодный контракт, предложенный ей в Ницце, перебирается в Бухарест. Здесь П.Лещенко помогает 17-летней певице устроиться в “Павильон-Рюсс”, где оркестром руководит муж Аллы Николаевны. Его прекрасные лирические танго напеты Баяновой в середине 30-х годов на пластинки “Columbia” и “His Master’s Voice “. В марте 1941 года ее арестовывают румынские спецслужбы за: “исполнение русских песен”. Из лагеря Баянова выходит только в мае 1942 года и до конца войны находится под надзором. Но и с приходом новой власти, из-за фамилии второго мужа, помещика, артистка не может свободно выступать. И лишь в начале 50-х она устраивается в бар “Можарден”, где поет вторая жена П.Лещенко, Вера Белоусова (сам певец к тому времени был уже арестован). В 60-70х г.г. Алла Баянова записывает 8 долгоиграющих пластинок. Но опять трудно найти работу, и Баянова задумывается о переезде в СССР. А после посещения друзей в Москве и Ленинграде для нее это становится целью. И вот в 1988 году Алла Николаевна обретает Родину, своего слушателя и заслуженное признание.

10 Угольки-Баянова А

Угольки

Я уйду в уголок,
Затеплю камелек.
И смотреть буду в кроткий огонь...
Я забудусь в мечтах,
В тихих прошлого снах,
Ты меня не зови и не тронь!..
Будут искры огня
Тихо нежить меня
И под пеплом дремать угольки...
Будут тихо дремать,
Умирать, умирать...
Догорят, как и в нас огоньки.

Старость зябнет легко,
Всё у ней далеко.
Старость ищет чего-то в золе —
Недотлевших углей,
Прошлых, солнечных дней,
Страшно ей оставаться во мгле...
Я уйду в уголок,
Затеплю камелек.
И смотреть буду в кроткий огонь.
Я забудусь в мечтах,
В тихих прошлого снах...
Ты меня не зови и не тронь!..

* * *
Следующий романс я не стану даже называть. Просто послушайте. Послушайте текст, послушайте певицу, послушайте мелодию, послушайте аккомпанемент.

11 Плачет рояль-Улетова Г

Плачет рояль

В темном зале сейчас только плакал рояль,
Кто-то пел про весну, про любовь, про печаль.
Песня смолкла, а лунная ночь за окном
Разлилась голубым серебром.

Пахнет властно черемухой в спящем саду…
Я чего-то так робко, так трепетно жду.
И чего-то до слез и до боли мне жаль.
В темном зале смолкает рояль.

Какой чудный лирический текст! Какая очаровательная музыка! Какое проникновенное исполнение! Какой великолепный аккомпанемент! В моём представлении этот романс как бриллиант сверкает всеми своими гранями! Из моей коллекции в почти 13 тысяч записей это мой самый любимый романс с моей самой любимой исполнительницей. Романс, как легко догадаться, называется «Плачет рояль». Об авторе слов, Е.Руссат, опять же неизвестно ровным счетом ничего.

[Уже после концерт-беседы были найдены минимальные сведения: Руссат (Руссатье) Евгения Рудольфовна (1885, Петербург – 1934, Ленинград), поэтесса, прозаик, драматург и переводчица.]

Исполняет романс Галина Улетова, Заслуженная артистка России. Аккомпанирует ей Заслуженная артистка России Иветта Болотина.

На своём сайте “Для всех, кто любит русский романс” я откровенно признаюсь, что, на мой взгляд, Галина Улетова – лучшая современная исполнительница романсов. Она выпустила несколько пластинок, кассет и компакт-дисков, среди них один диск целиком посвящён романсам Бориса Прозоровского. Галина Улетова (1948) – певица, композитор, художник, режиссер. Творчество её многогранно: кроме концертного исполнительства пишет стихи, эссе, пишет картины маслом, пишет музыку. Как режиссер создает и ставит программы, литературные композиции. Обратившись к творчеству В.Высоцкого поставила, написав сценарий, музыкально-поэтическую композицию “Кони привередливые” по книге М.Влади “Прерванный полет”. Окончила вокальное отделение музыкального училища при Московской консерватории имени П.И.Чайковского. В 1974 г Галина принимает участие во Всероссийском конкурсе артистов эстрады, где получает Диплом, заняв четвертое место. Компетентное жюри сразу отметило чистое, душевное исполнение певицей диапазонных лирических песен. Особенно ее поддержали небезызвестные профессионалы Ирма Яунзэм, Вера Красовицкая и Гелена Великанова. Последовали многочисленные концертные выступления и дипломы различных фестивалей. В 1983-86 годах Галина Улетова учится в ГИТИСе и получает профессию режиссера эстрады. Большое влияние на творчество Галины Улетовой оказал великий маэстро, композитор Марк Фрадкин, с которым она отрабатывала исполнения его песен.

В 1996 году певица, не забывая своих прежних песенных программ, обращается к жанру старинного городского романса. В 1997 году фирмой «Мелодия» выпускается ее первый компакт-диск «Нет, не разлюбила», в 1998-м году – аудиоальбом с записью русских песен и романсов в дуэтном звучании с солистом ВИА «Добры молодцы» Г. Мещеряковым. В 1999 году выходит компакт-диск «Афанасий Фет», где стихи поэта читает О. Кулешова, а романсы звучат в исполнении Г. Улетовой. В 2000 году Улетова выпускает свой авторский альбом «Пускай начнутся чудеса», 2003 год – аудиоальбом «Избранное» с поэзией Ф.И. Тютчева и романсами на его стихи, исполненными Г. Улетовой. Галина – автор программ: «Роман с романсом», «Не уходи, побудь со мной», «Антология романса с конца XIX до конца XX века», «Плачет рояль» – к 110-летию Б. Прозоровского, «Уноси, мое сердце, в звенящую даль…» – музыкально-поэтическая композиция, посвященная Л.Н. Толстому и А.А. Фету, «Я очи знал…» – к 200-летию Ф.И. Тютчева, «Романс, давно забытый мною». Осенью 2003 года Галина Улетова открыла в Государственном музее Л.Н. Толстого музыкально-поэтический салон, где проходят не только ее выступления, но и принимают участие многие лучшие исполнители городского романса.

В 2005 году вышел диск Улётовой «Пускай сложилось всё иначе». В тексте предисловия к диску я увидел три предложения, списанные один к одному из моего текста об Улётовой. Невозможно не отметить «удивительные по проникновению в самую душу романса (и слушателя) исполнения Галины Улётовой. Каждый звук, каждый слог, каждое отдельное слово, пропетое Галиной Улётовой в романсе, несёт глубокую смысловую нагрузку. Мастерское владение мягким, богатым нюансами и оттенками, голосом позволяет Галине Улётовой подняться до высочайших исполнительских высот». Увидев это, я добавил на сайте после этого в скобках: (Я рад, что безымянный автор включил три предыдущих предложения моей характеристики исполнений Галины Улётовой во вступительную статью к её новому диску романсов “Пускай сложилось всё иначе”, выпуск 2005 года. Жаль, что без должной в таких случаях ссылки.) В связи с моим неравнодушием к певице Улётовой, вы сегодня услышите еще три романса в её исполнении.
* * *

Название следующего романса вам всем безусловно знакомо, и оно стало почти расхожей фразой для самых разных жизненных ситуаций. Романс называется «Вернись, я всё прощу», автор слов В.Ленский. Ленский (АбрамОвич) Владимир Яковлевич (1877-1932) — русский поэт, писатель, журналист. По образованию фармацевт. Брат историка русской литературы и писателя Николая АбрамОвича. А исполнит романс Людмила Зыкина, причём исполнит, на мой взгляд, мастерски. Она и в самом деле большой мастер и безусловно войдёт в историю исполнительства как одна из самых великих женских эстрадных певиц.

12 Вернись, я всё прощу-Зыкина Л

Вернись, я все прощу: упреки, подозренья,
Мучительную боль невыплаканных слез,
Укор речей твоих, безумные мученья,
Позор и стыд твоих угроз.

Я упрекать тебя не стану - я не смею:
Мы так недавно так нелепо разошлись.
Ведь ты любил меня, и я была твоею!
Зачем, зачем же ты ушел? Вернись!

О, сколько, сколько раз вечернею порою
В запущенном саду на каменной скамье
Рыдала я, забытая тобою,
О милом, дорогом: о розах, о весне.

Я счастье прошлое благословляю.
О, если бы мечты мои сбылись...
Ведь я люблю тебя, люблю и проклинаю:
О, дай, о, дай мне снова жизнь, вернись!

* * *
Следующий романс содержит несколько пессимистический и, пожалуй, спорный взгляд на любовь. Исполнит его опять Галина Улётова. Автор слов Григорий Борисович Гридов (1899—1941), настоящая фамилия Давидо’вич – советский поэт-песенник и детский поэт. Шесть песен на слова Г.Гридова были в репертуаре Клавдии Шульженко.

13 Так мало дней прошло-Улетова Г

Так мало дней прошло

Мы встретились вчера... и не смогла я стона
Сдержать души усталой и пустой.
Ты поклонился мне неловко и смущенно
И, отведя свой взгляд, прошел совсем чужой.
   Припев:
   Так мало дней прошло, а песня отзвучала,
   И с ней погас огонь встревоженных сердец.
   Всегда бывает так — чем радостней начало,
   Тем холодней любви конец.
Как просто в жизни всё... любили, перестали,
Но упрекать друг друга нам грешно,
Томиться и страдать с тобой мы не желали,
А верить в вечность грез — бесцельно и смешно...
   Припев.
Забыть, скорей забыть, что сердце не согрето,
Что снова я одна в тоске больной,
Ведь все равно в тебе я не найду ответа,
Как не нашла мечты я в радости былой.
   Припев.

* * *
Следующие два романса Бориса Прозоровского о цветах «Левкои» и «Жасмин» поёт тоже Галина Улётова.

14 Левкои-Улетова Г

Левкои

Люблю я их. В мечтательном покое
На письменном столе среди бумаг и книг
Они живут последний краткий миг, -
Мои печальные, поникшие левкои. 

Как жалоба на неизбежность рока
Их мягкий, сдержанный, стыдливый аромат,
И, как мечты, уходит он далеко,
И, как они, он не придет назад. 

И лампа льет дрожащий полусвет
На тонкие цветы с жемчужною окраской,
И улыбается с задумчивою лаской
Любимой девушки склоненный к ним портрет. 

Мои цветы! вас давит душный плен.
Мои цветы! вам тягостно и скучно.
В немой тоске вы плачете беззвучно
Среди глухих и равнодушных стен.
1906

* * *

15 Жасмин-Улетова Г

Жасмин

Чудно как пахнет жасмином
Связанный белый букет.
Кем-то забыт над камином -
Кем-то, кого уже нет.

Белые ветви увяли,
Ни для кого не цвели.
Так, незачем их сорвали,
Бросили здесь и ушли.

В сумерках стали темнее
Ирисы дальних куртин.
Чей это шепот в аллее?
Чудно как пахнет жасмин,
Чудно как пахнет жасмин!

* * *

А вот «Стаканчики» в исполнении Светланы Резановой. Светлана Резанова Современная многоплановая эстрадная певица, актриса и режиссер. Заслуженная артистка России. Закончила театральную студию при Волгоградском драматическом театре. Закончила ГИТИС. Выступала и выступает на самых престижных концертных площадках – Кремлевский Дворец Съездов, ГЦКЗ “Россия”, Колонный зал Дома союзов. Получила 1 премию в Болгарии на фестивале «Золотой Орфей». На Международном фестивале эстрадной песни “Братиславская Лира” в Чехословакии, получила Специальную премию, затем на “Шлягер-фестивале” в г.Дрездене (Германия) завоевала II премию, а годом позже, на этом же фестивале получила 1 премию.

16 Стаканчики-Резанова С

Стаканчики граненые упали со стола,
Упали и разбилися, разбилась жизнь моя. (2 раза)
Упали и разбилися, их больше не собрать,
Про жизнь мою несчастную кому бы рассказать? (2 раза)
Я милого любила, и он меня любил,
Да что-то с ним случилось, любил да вдруг забыл. (2 раза)
Пойду я в лес высокий, где реченька течет,
Она меня, глубокая, к себе всегда возьмет. (2 раза)
Когда меня достанут с того речного дна,
Тогда злодей узнает, как я была верна. (2 раза)
Стаканчики граненые упали со стола,
Упали и разбилися, разбилась жизнь моя. (2 раза)

* * *

Для тех, кто “сверх программы” захочет послушать еще несколько романсов Бориса Прозоровского, вот они:

17 Я старше Вас-Наровская М
18 Станочек-Бабкина Н
19 Кошмары-Морфесси Ю
20 Газовая косынка-Никитский Н
21 Ты этого хотел-Юровская Е
22 Он уехал-Пономарёва В
23 Прощай, мой табор-Дубинский Г
24 Я не вернусь-Хиль Э

Скачать записи романсов Бориса Прозоровского в разных исполнениях можно вот здесь: http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=39280

Advertisements