Гумилев

Музыкальная Поэзия со стихами Николая Гумилева

Николай Степанович Гумилев, родившийся в середине апреля 1886 года и расстрелянный в середине августа 1921 года, т.е проживший всего 35 с небольшим лет, был и остаётся очень заметной фигурой в истории русской литературы. Кроме того, что он был талантливым поэтом с ярко выраженной индивидуальностью, он был также литературным критиком, драматургом, новеллистом, переводчиком, литературным теоретиком, учителем молодых литераторов. К характеристике Николая Гумилева как человека добавлю, что в начале Первой мировой войны Н. Гумилев поступил добровольцем в уланский полк и заслужил за храбрость два Георгиевских креста.

Большевистская власть всегда дрожала от страха перед потенциальными или воображаемыми угрозами её свержения, а потому не жалела ни патронов ни людей. По свидетельству современников и друзей Николай Гумилев никогда не участвовал в какой-либо активной политической деятельности. 24 августа 1921 года было издано постановление Петроградской Губчека о расстреле 61 человека за участие в так называемом «Таганцевском заговоре», среди приговоренных был и Гумилев. Как выяснилось позже, сам расстрел состоялся за 4 дня до официального Постановления. Опять же, как выяснилось позже, как такового «участия» Гумилёва в заговоре не было. Его вина заключалась лишь в недонесении органам, о том, что ему предлагали вступить в заговорщическую организацию, что, кстати, также подлежит сомнению.

Алексей Толстой написал о Гумилеве: “Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилева,- знаю, что стоя у стены он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха. Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт. Хмурая тень его, негодуя отлетела от… страстно любимой им Родины… Свет твоей душе. Слава – твоему имени”.

Сделав своё черное дело, партийно-советская власть более чем на 60 лет вычеркнула имя Николая Гумилёва из русской литературы, запретив его сочинения, убрав из каталогов библиотек не только его произведения, но и работы, где имя Гумилева упоминалось в сколько-нибудь положительном смысле. Только с 1986 года стали появляться в периодической печати его стихи.

За свою короткую жизнь Николай Гумилёв издал 10 поэтических сборников. Плюс драматические произведения (15), плюс проза (17), плюс переводы английских и французских поэтов (26 стихов и 3 поэмы), плюс критические статьи (63). Он создал «школы поэтического мастерства» (три «Цеха поэтов», «Студия живого слова» и др.) К его ученикам, в частности относятся: Георгий Иванов, Всеволод Рождественский, Николай Тихонов. Поэтическое направление акмеизм, в официальном оформлении которого Гумилёв принимал самое активное участие, привлек такие крупнейшие таланты эпохи, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам и на заначительное время стал вполне жизнеспособным творческим методом.

(Справка: Акмеизм – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н. С. Гумилёв. Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» — литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.)

Вот цитата: «Экзотический романтизм, приверженность “музе дальних странствий”, эстетизация боя, опасности, риска и театрально-мужественная поступь, трагически оплаченная судьбою первого акмеиста, были взяты напрокат более или менее одарёнными носителями внутренне выхолощенной тоталитарной романтики: от Н.Тихонова и В.Луговского до К.Симонова и А.Суркова (при этом образно-интонационная ориентация на долгие годы запрещённого предтечу(Н.Гумилева) тщательно скрывалась). По свидетельству Е.Рейна, эту тенденцию с горькой иронией не раз устно отмечала А.Ахматова”

Интересно высказывание Н. Гумилева о поэзии: “Среди многочисленных формул, определяющих существо поэзии, выделяются две, предложенные поэтами же, задумывающимися над тайнами своего ремесла. Они гласят: “Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке” и “Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке”. Обе эти формулы основаны на особенно ярком ощущении законов, по которым слова влияют на наше сознание. Поэтом является тот, кто “учитывает все законы, управляющие комплексом взятых им слов”.

Хотя это и не имеет существенного значения для нашей сегодняшней темы, упомяну известный факт, что Николай Гумилев в течение нескольких лет был мужем Анны Ахматовой. Брак этот не был ни удачным ни длительным. Для характеристики Николая Гумилева как человека только добавлю: После нескольких отказов, дав наконец согласие на брак, Анна Горенко сказала ему: “Не люблю, но считаю вас выдающимся человеком”. Для справки немного хронологии:

1903 – Знакомство с Николаем Гумилевым.
1909 – Принимает официальное предложение Гумилева стать его женой.
1910 25 апреля- Анна Горенко и Николай Гумилев обвенчаны в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом.
1918 Апрель. Разрыв с вернувшимся из Лондона в Петроград Н.Гумилевым. Последняя совместная поездка к сыну в Бежецк.

Владислав Ходасевич писал о Гумилёве: «В Гумилёве было много хорошего. Он обладал отличным литературным вкусом, несколько поверхностным, но в известном смысле непогрешимым. К стихам подходил формально, но в этой области был и зорок, и тонок. В механику стиха он проникал, как мало кто. Думаю, что он это делал глубже и зорче, нежели даже Брюсов. Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. . .  Он любил играть в ,,мэтра”, в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила»

С тех пор как тврчество Николая Степановича Гумилёва вернулось к людям, его поэтические произведения (а был он прежде всего поэтом) привлекли внимание многих сочинителей музыки. Мне удалось собрать 190 записей песен и романсов на стихи Гумилева. Из них я выбрал 20 для того, чтобы познакомить вас с ними сегодня.

Вначале замечу, что талантливый музыкант, поэт и исполнитель Николай Якимов выпустил целый диск своих сочинений на стихи Гумилёва и назвал свой диск «Мой Гумилев». Две вещи с этого диска вы сегодня услышите.

Начнём мы прослушивание с полушуточного стихотворения «Когда я был влюблён», положенного на музыку и исполненного Федором Борковским. Композитор-исполнитель Федор Борковский родился в 1956 году. Начал сочинять песни, аккомпанируя себе на гитаре, с 13 лет. Закончил ЛПИ и Народный Университет музыкального искусства.  Большинство своих лучших песен написал на стихи поэтов Серебряного века Помимо стихов: И.Северянина, И. Анненского, М. Цветаевой, А. Ахматовой, В. Набокова, Саши Черного, Б. Пастернака, Н. Агнивцева, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, О. Мандельштама, С. Есенина, Н. Гумилева, В. Хлебникова, И. Бродского, Б. Ахмадуллиной, А. Вознесенского, иногда использует свои собственные тексты, а также стихи современных поэтов.

Когда я был влюблен…

Когда я был влюблён (а я влюблён
Всегда — в поэму, женщину иль запах),
Мне захотелось воплотить свой сон
Причудливей, чем Рим при грешных папах.

Я нанял комнату с одним окном,
Приют швеи, иссохшей над машинкой,
Где, верно, жил облезлый старый гном,
Питавшийся оброненной сардинкой.

Я стол к стене придвинул; на комод
Рядком поставил альманахи «Знанье»,
Открытки — так, чтоб даже готтентот
В священное б пришёл негодованье.

Она вошла спокойно и светло,
Потом остановилась изумлённо,
От ломовых в окне тряслось стекло,
Будильник тикал злобно-однотонно.

И я сказал: «Царица, вы одни
Сумели воплотить всю роскошь мира,
Как розовые птицы — ваши дни,
Влюблённость ваша — музыка клавира.

Ах! Бог любви, загадочный поэт,
Вас наградил совсем особой меткой,
И нет таких, как вы…» Она в ответ
Задумчиво кивала мне эгреткой.

Я продолжал (и резко за стеной
Звучал мотив надтреснутой шарманки):
«Мне хочется увидеть вас иной,
С лицом забытой Богом гувернантки;

И чтоб вы мне шептали: „Я твоя“,
Или ещё: „Приди в мои объятья“.
О, сладкий холод грубого белья,
И слёзы, и поношенное платье».

А уходя, возьмите денег: мать
У вас больна, иль вам нужны наряды…
…Мне скучно всё, мне хочется играть
И вами, и собою, без пощады…»

Она, прищурясь, поднялась в ответ,
В глазах светились злоба и страданье:
«Да, это очень тонко, вы поэт,
Но я к вам на минуту… до свиданья!»

Прелестницы, теперь я научён,
Попробуйте прийти, и вы найдёте
Духи, цветы, старинный медальон,
Обри Бердслея в строгом переплёте.
1911.

>01 Когда я был влюблён-Борковский Ф

Вам показалось это знакомым? Даже очень знакомым? Да, замечено, что иногда интонации и слог Владимира Высоцкого перекликались с Николаем Гумилевым. Да еще Федор Борковский выразил это и мелодией и исполнением. И, видимо, дело не только во внешней похожести.

В одной из современных (2005) литературоведческих статей о творчестве Высоцкого я встретил такое мнение: «И мне жаль, что не оценена по справедливости лирика Высоцкого, в которой он поднялся до немыслимых высот. Мне кажется, после Гумилева в двадцатом веке так о Любви не писал никто. Разумеется, далеко не во всех стихотворениях Высоцого звучат гумилевские темы, но Владимир Семенович был единственным, кто воспринял не форму, не поэтические приемы <Гумилева>, а его неистовый порыв к “мирам взволнованным и странным”, неразрывно связанный с любовью к своей земле. Это не перепевы, ни плагиат, на который так богата советская поэзия. Это сродство душ.»

*  *  *

А вот совсем другой Гумилев. Стихотворение “Думы”. Человек наедине со своими думами. Внутренний мир человека.

Думы

Зачем они ко мне собрались, думы,
Как воры ночью в тихий мрак предместий?
Как коршуны, зловещи и угрюмы,
Зачем жестокой требовали мести?

Ушла надежда, и мечты бежали,
Глаза мои открылись от волненья,
И я читал на призрачной скрижали
Свои слова, дела и помышленья.

За то, что я спокойными очами
Смотрел на уплывающих к победам,
За то, что я горячими губами
Касался губ, которым грех неведом,

За то, что эти руки, эти пальцы
Не знали плуга, были слишком тонки,
За то, что песни, вечные скитальцы,
Томили только, горестны и звонки,

За все теперь настало время мести.
Обманный, нежный храм слепцы разрушат,
И думы, воры в тишине предместий,
Как нищего во тьме, меня задушат.
1908

Музыку к этому произведению написал Николай Якимов. Он же для вас и  исполнит. Николай Якимов – композитор, поэт, аккомпаниатор, аранжировщик, музыкант, звукорежиссер, продюссер, руководитель творческого объединения. Играет на нескольких инструментах. 1959 года рождения. Инженер-механик. Окончил музыкальную школу по классу баяна. Профессионально связан с театром. Автор музыки к многим спектаклям. Около 20 песен на свои стихи и более 250 — на чужие (Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Ю.Тувима, В.Набокова, И.Бродского, А.Пушкина, А.Блока, А.Грибоедова, Б.Окуджавы, И.Анненского, М.Лермонтова, Ю.Левитанского и других поэтов). Участвовал во многих фестивалях авторской песни и несколько раз был лауреатом. Издал по меньшей мере 6 CD. С 1980 года гастролирует с сольными авторскими концертами.

>02 Думы-Якимов Н

Другой вариант музыки к этому же глубоко содержательному произведению написал Валерий Агафонов, о котором я упоминал в нескольких концерт-беседах. Он удачно заменил два-три слова в стихотворении, так ему показалось более выразительным, так довольно часто делают и композиторы и исполнители. Он же и исполнит для вас свой вариант.

>03 Думы-Агафонов В

*  *  *

У Гумилева есть, я бы сказал, очень милое стихотворение «Лес», из любовной лирики. По части этого стихотворения ВИА Любэ создало красивую песню с названием «Это было, было...». Имя конкретного исполнителя из этой группы мне неизвестно. Любэ — российская музыкальная группа, основанная в 1989 году Николаем Расторгуевым и Игорем Матвиенко. В своём творчестве музыканты используют элементы рок-музыки, шансона, русской народной музыки и авторской песни, поэтому «Любэ» сложно отнести к какому-либо одному стилю. Николай Расторгуев – Народный артист России (2002). Музыкантам группы Анатолию Кулешову, Виталию Локтеву и Александру Ерохину также были присвоены звания Заслуженного артиста (2004).

Лес

В том лесу белесоватые стволы
Выступали неожиданно из мглы.
Из земли за корнем корень выходил,
Точно руки обитателей могил.

Под покровом ярко-огненной листвы
Великаны жили, карлики и львы,
И следы в песке видали рыбаки
Шестипалой человеческой руки.

Никогда сюда тропа не завела
Пэра Франции иль Круглого Стола,
И разбойник не гнездился здесь в кустах,
И пещерки не выкапывал монах.

Только раз отсюда в вечер грозовой
Вышла женщина с кошачьей головой,
Но в короне из литого серебра,
И вздыхала и стонала до утра,

И скончалась тихой смертью на заре,
Перед тем как дал причастье ей кюре.
Это было, это было в те года,
От которых не осталось и следа.

Это было, это было в той стране,
О которой не загрезишь и во сне.
Я придумал это, глядя на твои
Косы - кольца огневеющей змеи,

На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная бирюза.
Может быть, тот лес - душа твоя,
Может быть, тот лес - любовь моя,

Или, может быть, когда умрем,
Мы в тот лес направимся вдвоем.
1919

>04 Это было, было-Любэ ВИА

*  *  *

Диапазон тем в поэзии Николая Гумилева васьма широк. Вот лирическое, на мой взгляд, отлично поэтически отшлифованное и несколько даже возвышенное стихотворение «Однажды вечером», которое понравилось профессиональному композитору Злате Раздолиной, и она написала к нему музыку. А спел его популярный профессиональный эстрадный певец, заслуженный артист России Виталий Псарев. И спел превосходно.

Однажды вечером

В узких вазах томленье умирающих лилий.
Запад был медно-красный. Вечер был голубой.
О Леконте де Лиле мы с тобой говорили,
О холодном поэте мы грустили с тобой.

Мы не раз открывали шелковистые томы
И читали спокойно и шептали: «Не тот!»
Но тогда нам сверкнули все слова, все истомы,
Как кочевницы звезды, что восходят раз в год.

Так певучи и странны, в наших душах воскресли
Рифмы древнего солнца, мир нежданно большой,
И сквозь сумрак вечерний запрокинутый в кресле
Резкий профиль креола с лебединой душой.
1911

>05 Однажды вечером-Псарёв В

*  *  *

А вот совсем другая тема – стихотворение «Волшебная скрипка» (с посвящением Валерию Брюсову). Стихотворение с философским подтекстом, стихотворение о трудной жизни человека, решившего посвятить жизнь творческому или исполнительскому искусству, и о его ответственности перед людьми. Я встретил следующее суждение об этом произведении Гумилева: «Стихотворение “Волшебная скрипка”- ключевое для всего творчества Гумилёва. Стихотворение это – обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону и показывает искушённый поэт.»

Волшебная скрипка Валерию Брюсову

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
1910

У меня есть 9 вариантов музыки к этому стихотворению. Один из них композитора Владимира Дашкевича (Моцарт отечественного кинематографа), работающего в тесном сотрудничестве с Еленой Камбуровой. Этот вариант я и выбрал для сегодняшнего прослушивания. Поет Елена Камбурова.

>06 Волшебная скрипка-Камбурова Е

*  *  *

Следующее произведение «Пролетела стрела» из любовно-философской лирики.
Талантливая женщина Евгения Венлиг сочинила к нему музыку и спела.

Пролетела стрела

Пролетела стрела
Голубого Эрота,
И любовь умерла,
И настала дремота.

В сердце лёгкая дрожь
Золотого похмелья,
Золотого, как рожь,
Как её ожерелье.

Снова лес и поля
Мне открылись как в детстве,
И запутался я
В этом милом наследстве.

Лёгкий шорох шагов,
И на белой тропинке
Грузных майских жуков
Изумрудные спинки.

Но в душе у меня
Затаилась тревога.
Вот прольётся, звеня,
Зов весеннего рога.

Зорко смотрит Эрот,
Он не бросил колчана…
И пылающий рот
Багровеет как рана.
1914

Евгения Венлиг – поэтесса, художник, астролог, психолог, музыкант, медик. Сочинением и исполнением собственных песен под гитару вплотную занимается с 1996 года. Хорошее знание поэзии и тонкое музыкальное чутьё позволяют ей не только озвучивать свои тексты, но и перекладывать на музыку стихи классиков “серебряного века” – А. Блока, В. Маяковского, Н. Гумилёва, М. Цветаевой, а также современных поэтов.

>07 Пролетела стрела-Венлиг Е

*  *  *

Хотя о Гумилева говорили, что он человек серьезный и даже немножко хмурый, он совершенно не сторонился в своем творчестве и юмора.  Вот шуточно-любовная лирика – Стихотворение «Индюк». Сочинил к нему музыку бард Юрий Спиридонов. Он начал выступать как бард в середине 80-х годов. Самый большой успех пришел у нему на первом Фестивале Надежд Московской рок-лаборатории в 1987 году, где Спиридонов с двумя песнями стал лауреатом фестиваля, получив звание “Рок-герой”. Сейчас он работает ведущим на радиостанции “Радио России”.

Индюк

На утре памяти неверной
Я вспоминаю пестрый луг,
Где царствовал высокомерный,
Мной обожаемый индюк.

Была в нем злоба и свобода,
Был клюв его как пламя ал,
И за мои четыре года
Меня он остро презирал.

Ни шоколад, ни карамели,
Ни ананасная вода
Меня утешить не умели
В сознаньи моего стыда.

И вновь пришла беда большая,
И стыд, и горе детских лет:
Ты, обожаемая, злая,
Мне гордо отвечаешь: "Нет!"

Но все проходит в жизни зыбкой
Пройдет любовь, пройдет тоска,
И вспомню я тебя с улыбкой,
Как вспоминаю индюка.
1920

>08 Индюк-Спиридонов Ю

*  *  *

А теперь несколько мрачноватое, но глубокое по содержанию стихотворение, видимо отвечающее каким-то моментам в жизни поэта, которые нередко встречаются в жизни любого человека. Стихотворение называется «У меня не живут цветы».

У меня не живут цветы

У меня не живут цветы
Красотой их на миг я обманут,
Постоят день, другой, и завянут,
У меня не живут цветы.

Да и птицы здесь не живут,
Только хохлятся скорбно и глухо,
А наутро — комочек из пуха…
Даже птицы здесь не живут.

Только книги в восемь рядов,
Молчаливые, грузные томы,
Сторожат вековые истомы,
Словно зубы в восемь рядов.

Мне продавший их букинист,
Помню, был и горбатым, и нищим…
…Торговал за проклятым кладбищем
Мне продавший их букинист.
1910

Широко известный и очень талантливый исполнитель романсов Валерий Агафонов (вы уже его слышали сегодня) написал к этой поэзии музыку, романс включен в один из дисков Агафонова.

>09 У меня не живут цветы-Агафонов В

*  *  *

В жизни Николая Гумилева Африка занимала особое место. За свою жизнь он совершил четыре поездки в Северную и Восточную Африку (1907,1908,1909, 1913) самой продолжительной из которых была поездка в Абиссинию в 1913 г. Стихотворения на африканские темы начинают появляться в поэтических сборниках Гумилева с самого раннего периода его творчества. Последним прижизненным сборником Гумилева стал «Шатер» (1921), состоящий целиком из «африканских стихотворений».

Вот одно из заслуженно самых известных поэтических произведений Гумилева – «Жираф». В нём есть и интересный африканский мотив, хотя само оно не об Африке, тема тут глубже.

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав..
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
1908

На самом деле это стихотворение не o жирафе. И не об Африке, хотя поэт и использует её образы. Стихотворение о том, что любимая женщина грустит и что надо развлечь и отвлечь её от грустных мыслей, навязанных затяжными дождями. Стихотворение полно нежности и красоты. Очень ясный, зримый и ощутимый образ женщины, сидящей (на диване) обняв колени.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

К моменту написания этого произведения поэт побывал в Африке уже дважды. Тема озера Чад встречается и в других произведениях Гумилева. Изысканный бродит жираф – как замечательно подходит жирафу слово изысканный!

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Отражения луны в воде, дробясь и качаясь, – превращаются в разрозненные пятна подобные узору шкуры жирафа. Такое может уловить и почувствовать только поэт.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

…что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Видит земля то есть видят горы, видит небо, видит вода!

Для этого стихотворения существует по меньшей мере 19 вариантов музыки (это только то, что есть у меня).

Я уверен, что вы все заметили какое гигантское количество талантов проявилось и развернулось немедленно после краха партийно-советской власти. А ведь это количество талантов среди народа было всегда. Но они были задавлены партийно-кагебешным оком, партийно-кагебешной цензурой и просто гибли. Вы подумайте сочинили 19 вариантов музыки на стихи расстреляного поэта, поэта объявленного врагом народа! И большинство авторов сами свои сочинения поют!

До краха, хотя уже и прогнившей, но всё ещё «советской» власти только люди необычайного мужества, как Высоцкий и Окуджава могли позволить себе косвенно, намеками выразить теневые стороны советской действительности. И сколько препятствий пришлось и преодолеть и вынести в этих попытках! Они не попасли в тюрьму и лагеря, пожалуй, потому, что уже многие представители партийно-советской власти начали понимать, что страна в тупике. Вспомните у Высоцкого:«Меня зовут к себе большие люди, чтоб я им пел Охоту на Волков».

Но вернемся к поэзии, музыке и Гумилёву. Сегодня я впервые предложу вам послушать три варианта музыки на одни и те же стихи – «Жираф» Николая Гумилева.

Первым автором музыки и исполнителем будет Валентин Дубовской,1967 года рождения, математик (закончил матфак МГУ), специалист по экономической информатике. Также закончил МГК по специальностям «сольное пение» и «композиция». Гастролировал в 18 странах, в репертуаре более 30-ти центральных оперных ролей, написал 9 опер и рок-опер, более 300 песен и романсов, ряд кантат, в том числе кантату на текст Соломоновой «Песни песней» (иврит) и кантату для праздничных богослужение на иврите. По Гумилеву В.Дубовской написал рок-оперу «Паганини», одна из частей – Жираф. Петь “Жирафа” ему помогаютИрина Аркадьева и Александра Балакирева.

>10 Жираф-Дубовской В

Вторым исполнителем будет Елена Ваенга с её же музыкой. Елена первую песню она написала в 9 лет. Концертирует Ваенга с 19 лет. «В Елене поражает все: творческий диапазон песен, сильный голос, манера исполнения, эмоциональная напряженность, искренность и проникновенность текстов, … дар перевоплощения и артистизм, богатство создаваемых образов и характеров. Любимые инструменты фортепиано и гитара». За последнее время Елена аншлагами в самых престижных залов заслужила звание жемчужины Петербургской сцены.

>11 Жираф-Ваенга Е

Третьим исполнителем будет бард Ярослав Шамсутдинов, который написал много музыки к стихам других поэтов. Один из своих дисков он назвал «Изысканный Жираф».

>12 Жираф-Шамсутдинов Я

*  *  *

А вот поэтическая, слегка философская, хотя и не очень глубокая, лирическая зарисовка о том как разные люди могут видеть одно и то же по-разному, то ли из-за разного восприятия, то ли из-за слегка изменившися условий. Называется она «Луна на море».

Вы услышите музыкально-поэтическое произведение с музыкой Павла Можаева в его же исполнении. Павел Можаев преподает топографическую анатомию и оперативную хирургию в Крымском Государственном Медицинском Университете.

Луна на море

Луна уже покинула утесы,
Прозрачным море золотом полно,
И пьют друзья на лодке остроносой,
Не торопясь, горячее вино.

Смотря, как тучи легкие проходят
Сквозь-лунный столб, что в море отражен,
Одни из них мечтательно находят,
Что это поезд богдыханских жен;

Другие верят — это к рощам рая
Уходят тени набожных людей;
А третьи с ними спорят, утверждая,
Что это караваны лебедей.
1918

>13 Луна на море-Можаев П

*  *  *

А вот размышления Гумилева о поэзии. Очень интересные размышления об ощущении поэзии, о том, что иногда непросто поэзию глубоко почувствовать, и что для этого нужно «Шестое чувство». Сравнения и поэтические образы в этом стихотворении, на мой взгляд, говорят о большом мастерстве Гумилева.

Музыку написал и исполняет Юрий Вайханский, 1958 года рождения, композитор и исполнитель, автор более 100 песен на стихи любимых поэтов. Живет в Минске. По профессии экономист.

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
1921

>14 Шестое чувство-Вайханский Ю

*  *  *

Следующее стихотворение «Маэстро» о музыке. Автор музыки и исполнитель Семен Быстряк, автор более 20 песен на слова разных поэтов.

Маэстро

В красном фраке с галунами,
Надушенный, встал маэстро.
Он рассыпал перед нами
Звуки легкие оркестра.

Звуки мчались и кричали,
Как виденья, как гиганты,
И метались в гулкой зале,
И роняли бриллианты.

К золотым сбегали рыбкам,
Что плескались там, в бассейне,
И по девичьим улыбкам
Плыли тише и лилейней.

Созидали башни храмам
Голубеющего рая
И ласкали плечи дамам,
Улыбаясь и играя.

А потом с веселой дрожью,
Закружившись вкруг оркестра,
Тихо падали к подножью
Надушенного маэстро.
1910

>15 Маэстро-Быстряк С

*  *  *

На очереди небольшое и очень проникновенное стихотворение, которое я бы отнес к гражданско-психологической лирике, если такой термин приемлем. И мотивы очень, по-моему близки к есенинской лирике. И написано чудесно. Стихотворение называется «Покорность».

Покорность

Только усталый достоин молиться богам,
Только влюбленный — ступать по весенним лугам!
На небе звезды, и тихая грусть на земле,
Тихое «пусть» прозвучало и тает во мгле.

Это — покорность! Приди и склонись надо мной,
Бледная дева под траурно-черной фатой!
Край мой печален, затерян в болотной глуши,
Нету прекраснее края для скорбной души.

Вон порыжевшие кочки и мокрый овраг,
Я для него отрекаюсь от призрачных благ.
Что я: влюблен или просто смертельно устал?
Так хорошо, что мой взор, наконец, отблистал!

Тихо смотрю, как степная колышется зыбь,
Тихо внимаю, как плачет болотная выпь.
1910

Музыку к этому стихотворению сочинили по меньшей мере 3 творческих музыканта. Вы услышите вариант Александра Деревягина, 1962 года рождения, в настоящее время руководитель музыкальной студии театра. До этого были Политех. институт, лесозаготовки, бродяжничество, геология, геофизика, работа слесарем, монтировщик в театре. Песни пишет с 17 лет, лауреат многих фестивалей и конкурсов. Играет на 6- и 7-струнной гитаре. Создатель и участник Студии камерной авторской песни (вместе с Н.Якимовым и М.Митяевой). В репертуаре песни на свои стихи и на стихи А.Блока, Н.Гумилева, А.Тарковскиго, И.Бродского. Исполнит песню сам А.Деревягин.

>16 Покорность-Деревягин А

*  *  *

А вот еще стихотворение, называется «Вечер». Опять же, в моей оценке, очень талантливая поэзия. Размышления в конце дня. Автор музыки Валерий Новожилов, очень разносторонний музыкант, автор музыки к поэзии Гумилева, Блока, Мандельштама, Цветаевой, Бальмонта, Кольцова, Некрасова и многих других, включая и собственные стихи. Валерий Новожилов сочинил музыку к пяти стихотворениям Гумилёва.

Вечер

Ещё один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.

И ты пришла… ты гонишь прочь
Зловещих птиц — мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!

От звёзд слетает тишина,
Блестит луна — твоё запястье,
И мне во сне опять дана
Обетованная страна —
Давно оплаканное счастье.
1908

>17 Вечер-Новожилов В

*  *  *

В следующем стихотворении «Я и Вы» Николай Гумилев, обращаясь к некой безымянной личности, характеризует себя некоторой группой отличительных черт, таких, какими они видятся ему самому.

Я и Вы

Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам
Темным платьям и пиджакам —
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Я люблю — как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудница крикнут: вставай!
1918

Музыку написал очень известный композитор и ученый, доктор химических наук Александр Дулов. 1931 года рождения, начал сочинять и исполнять песни, аккомпанируя себе на гитаре, еще в 1950х годах. Написал более двухсот песен, преимущественно на чужие стихи, реже — на собственные тексты. Его «соавторами» стали поэты Саша Чёрный, Владислав Ходасевич, Константин Бальмонт, Василий Курочкин, Николай Гумилёв, Николай Рубцов, Евгений Евтушенко, Игорь Иртеньев, Александр Кушнер и многие другие. Выпустил три авторских диска. Наиболее известные мне и многим песни «Хромой король», «Я несчастная девчоночка». Скончался в ноябре 2007 года в Москве.

Исполнит песню актер и хороший эстрадный исполнитель Максим Кривошеев. У меня есть исполнение и самого Алаксандра Дулова, но по-моему исполнение Кривошеева лучше.

>18 Я и Вы-Кривошеев М

*  *  *

Завершим мы с вами сегодняшнюю концерт-беседу музыкально-поэтическим произведением «Еще не раз вы вспомните меня». В нем поэт обращается к своим читателям и размышляет о том каким его запомнят. Существует мнение, что в нём Гумилев обращается к конкретному человеку, Анне Ахматовой. Мнение основано на том, что слово «Вы» поэт пишет с заглавной буквы. Мол, если бы он обращался к многим читателям, он писал бы «вы» с прописной буквы. Я думаю, что это обоснование нелогично. В своих письмах к Анне Гумилев никогда не называл её на Вы.

Вот например: «Милая Аничка, как ты живешь, ты ничего не пишешь. Как твое здоровье, ты знаешь, это не пустая фраза. Мама нашила кучу маленьких рубашечек, пеленок и т. д. Она просит очень тебя целовать. . .»

Или другой пример: «Милая Аника, я уже в Одессе и в кафе почти заграничном. Напишу тебе, потом попробую писать стихи. Я совершенно выздоровел, даже горло прошло, но еще несколько устал, должно быть с дороги. . .»

Еще не раз вы вспомните меня…

Еще не раз Вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.

Он мог стать Вашим тоже, и не стал,
Его Вам было мало или много,
Должно быть плохо я стихи писал
И Вас неправедно просил у Бога.

Но каждый раз Вы склонитесь без сил
И скажете: «Я вспоминать не смею,
Ведь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею»
1917

К этому стихотворению написано по меньшей мере 8 вариантов музыки. Из них я для вас выбрал два – Юлии Силаевой и Кирилла Цветкова.

Юлия Силаева, 1964 года рождения, профессиональная певица, профессиональный музыковед, профессиональная актриса театра и кино, поэт. Выпустила альбом собственных песен «Песни и огонь». В этом альбоме и песня «Еще не раз». Название альбома она взяла из этой песни, у Гумилева «. . . Нелепый мир из песен и огня».

О Кирилле Цветкове я, к сожалению, не нашел абсолютно никакой информации.

>19 Ещё не раз вы вспомните меня-Силаева Ю

>20 Еще не раз вы вспомните меня-Цветков К

Июль 2010.

Advertisements