Голоса

Новые голоса в русском романсе

Мои, да и не только мои, наблюдения показывают, что в современной России, и частично на так называемом постсоветском пространстве, интерес к русскому романсу не только возродился, но постоянно и неуклонно растет. Это видно, в частности, по тому как быстро растет количество вполне достойных эстрадных и академических вокалистов специализирующихся полностью или частично на романсах и примыкающих к ним по духу народных песнях.

Вы, возможно, помните, что основной движущей силой в создании и расширении моей коллекции записей романсов является именно мой интерес к разным исполнениям одного и того же музыкально-поэтического произведения. Поэтому я довольно пристально слежу за появлением и прогрессом новых исполнителей романса и народной песни, которых становится все больше и больше.

Хотя отдельных из них я включал в наши предыдущие концерт-беседы, сегодня я собираюсь познакомить вас с теми, которых вы скорее всего еще не слышали. Сегодня я буду обращать больше внимания на исполнителей, чем на создателей романсов.

Начнем мы сегодня с того же полушуточного милого романса «Быть может, да», с которого начиналась концерт-беседа об Алле Баяновой, только в мужском исполнении. Авторы П.Герман и Дм.Покрасс. А петь будет Андрей Свяцкий.

Андрей Свяцкий – представитель старой петербургской артистической семьи. Его бабушка была актриса и в доме часто бывали многие известные певцы, композиторы и актеры.

Андрей закончил Театральную Академию по классу драмы. Параллельно поступил в Санкт-Петербургскую Консерваторию на отделение оперной режиссуры. А потом закончил и вокальное отделение консерватории.

В 1998 году Андрей стал лауреатом всероссийского конкурса «Романсиада». В 2000 году Андрей уже лауреат всероссийского конкурса «Весна романса». В 2007 году Андрей получает гран-при Всероссийского конкурса «Романса голос осенний».

Поет Андрей Свяцкий на польском, английском, французском, немецком, итальянском и испанском языках. Для него характерна истинно петербургская, интеллигентная и строгая вокальная манера исполнения. У меня есть 24 записи А.Свяцкого. Вот слова самого Андрея:

« Романс возвращает нас к жизни, к полноте и радости бытия. К тому, чтобы саму жизнь воспринимать, как чудо!»

Быть может, да
Полушутя, полупечально,
Коснувшись пепельных волос
Я задал вам слегка банальный,
Но всё ж волнующий вопрос.

Шепнули Вы,
Смеясь в ответ
Быть может - да,
Быть может - нет.

И Вы пришли, совсем случайно,
Я помню плачущий рояль
И Ваш уход с мольбою тайной,
И даже черную вуаль.

Шепнули Вы,
Смеясь в ответ,
Быть может - да,
Быть может - нет.

Где Вы теперь, о как я жалок,
В душе мучительный упрек,
А на столе - букет фиалок
И Ваш надушенный платок.

Где Вы теперь?
Молчит рассвет
Быть может - да,
Быть может - нет.

>01-Быть может, да-Свяцкий А
* * *

Следующей из новых голосов я представлю вам Яну Чабан, которая живет в Екатеринбурге. Окончила отделение музкомедии в Свердловске. Работала в Свердловском театре музкомедии, была солисткой ансамбля Уральского военного округа. Успешно гастролировала в Австрии, Польше, Эстонии, в различных регионах России. Принимала участие в телепрограмме «Романтика романса» на телеканале «Культура» (2009). В 2005 году в Таллине стала дипломантом Международного конкурса романсов имени Изабеллы Юрьевой. В 2007 году — лауреатом Всероссийского конкурса романса. Выпустила три сольных альбома. Лауреат Всероссийской премии имени Генералиссимуса А. В. Суворова — за талантливое продолжение традиций русского романса (2008). Лауреат Международного еженедельника «Русская Америка» и русскоязычной радиостанции «Надежда» (Нью-Йорк) – в номинации «Лучшая певица года» (2008). Мне в Яне Чабан нравится искренность передачи содержания исполняемых романсов. Вы услышите популярный оптимистический романс «Всё, что было». Слова Павла Германа, музыка Ю.Давыдова (с авторством музыки есть неясности, в отдельных источниках указывается Дм.Покрасс)

Всё, что было
Все равно, года проходят чередою,
И становится короче жизни путь,
Не пора ли мне с измученной душою
На минуточку прилечь и отдохнуть.

Все, что было, все, что ныло,
Все давным-давно уплыло,
Утомились лаской губы,
И натешилась душа!
Все, что пело, все, что млело,
Все давным-давно истлело,
Только ты, моя гитара,
Прежним звоном хороша.

Ты напомнила вчера мне о далеком,
Пережитом, позабытом полусне…
Милый друг! Ни разговором, ни намеком
Не ищи былого облика во мне.

Все, что было…

Может быть, ну вот совсем еще недавно
Захлебнулось сердце б радостью в груди,
А теперь – как это просто и забавно –
Мне сказать тебе лишь хочется: «Уйди».

Все, что было…

>02-Всё, что было-Чабан Я
* * *

Перейдем к молодому баритону Максиму Катыреву. Окончил Нижегородскую Государственную Консерваторию им. М.И. Глинки в 2005г. Солист Арзамасского театра Оперы и Балета: 2005-2007гг. Солист Воронежского театра Оперы и Балета: 2007г. С 2007г. принят в труппу театра «Московская оперетта» исполняет ведущие партии в спектаклях И. Кальмана «Мистер Икс», И. Штрауса «Летучая Мышь». Ведет активную концертную деятельность. Максим Катырев любит и романс, у меня есть 16 его записей. Максим лауреат нескольких международных конкурсов. Для вас М.Катырев сегодня споёт психологически глубокий романс со словами Владимира Мятлева и музыкой Сергея Чарского «Но я знаю, ты любишь другого».

Но я знаю, ты любишь другого
Я увидел тебя и, увидев, постиг
Все, что в мире есть мертвом живого.
Рассказал бы тебе, что люблю каждый миг,
Но я знаю, ты любишь другого.

Глядя в очи твои, внемля песне твоей,
Я шепнул бы заветное слово,
Но я знаю, что ты мне ответишь - «забудь»
Потому, что ты любишь другого.

Я бы грезил тобой и не спал бы ночей.
И, от пения пьян хорового,
Не спускал бы с тебя я влюбленных очей,
Но я знаю, ты любишь другого.

Глядя в очи твои...

>03-Но я знаю, ты любишь другого-Катырев М
* * *

Следующий романс, один из лучших романсов Бориса Прозоровского (на слова Л.Пеньковского) «Мы только знакомы» вы услышите в исполнении Ларисы Чураевой, о которой я только знаю, что она дипломант международных конкурсов романса и что в её репертуаре и старинный романс и романтическая музыка для гитары и романсы на стихотворения поэтов серебряного века и бардовские песни. Живет Санкт-Петербурге.

Мы только знакомы
Спокойно и просто мы встретились с вами,
В душе зажила уже старая рана,
Но пропасть разрыва легла между нами –
Мы только знакомы. Как странно…

Как странно все это, совсем ведь недавно
Была наша близость безмерна, безгранна.
А ныне, ах, ныне былому не равно,
Мы только знакомы. Как странно…

Завязка – вся сказка. Развязка – страданье.
Но думать все время о вас неустанно…
Но, может быть, впрочем… Зачем? До свиданья.
Мы только знакомы. Как странно…

>04-Мы только знакомы-Чураева Л
* * *

Следующим петь будет Федор Тарасов, который в году закончил филфак МГУ, там же – аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию по теме “Евангельский текст в художественных произведениях Достоевского”. Будучи аспирантом, начал петь в церковном хоре. В 2003 году на молодежном фестивале искусств стал лауреатом в номинации сольного пения.
С 2003 года сольные концерты и выступления Ф.Тарасова стали проходить в Москве и других городах России, а также и в Испании, Греции, Германии, США, Японии, Сев. Корее, Аргентине, Уругвае, Италии. В 2004 году Федор Тарасов поступил на вокальный факультет Московской консерватории.
В 2006 году Федор Тарасов стал лауреатом конкурса “Романсиада без границ” и Международного фестиваля искусств “Апрельская весна” (первый приз). В 2006 году Фёдор Тарасов впервые и с большим успехом выступил в программе Народного клуба любителей русских басов.
Для вас Федор Тарасов будет петь знаменитую «Дубинушку» с хором. У «Дубинушки» большая история, она всегда была коронным номером Шаляпина, её блестяще исполнял Штоколов и многие другие замечательные и хорошие басы.

Дубинушка
Много песен слыхал я в родной стороне,
В них про радость, про горе мне пели;
Но из песен одна в память врезалась мне -
Это песня рабочей артели.

Припев:
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет!
Подернем, подернем
Да ухнем!

И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям
Эта песня идет по наследству.
И как только работать нам станет невмочь,
Мы - к дубине, как к верному 'средству.

Припев

Но настанет пора, и проснется народ,
Разогнет он могучую спину,
И на бар и царя, на попов и господ
Он отыщет покрепче дубину!

Припев:
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем
Да ухнем!

>05-Дубинушка-Тарасов Ф
* * *

Теперь представлю вам уже завоевавшего широкую популярность эстрадного исполнителя Дмитрия Шведа. Дмитрий Швед окончил ГИТИС, учился по классу баяна, брал уроки вокала у солистов Большого театра. Профессионально выступает как певец с 1992 г.  Д. Швед с большим успехом выступает в Концертном зале имени П.И. Чайковского, Международном Доме Музыки, Театре Эстрады. Д. Швед – Дипломант 1-го Всероссийского конкурса актерской песни им. А. Миронова. Лауреат Международных фестивалей в Санкт-Петербурге (Флорида) и в Сан-Франциско (Калифорния). Американский зритель стоя приветствовал, исполнение старинных романсов на русском и английском языках. Как композитор, Дмитрий Швед написал более 150 романсов, патриотических песен, духовных песен, песен и романсов на стихи своего земляка С. Есенина.

Вот высказывания Д.Шведа о романсах: “Как можно объяснить, что такое романс? Светлая грусть и трагичность, молодецкая удаль, любовь и безнадежность, но и надежда и вера… Вот – что меня притягивает к романсу… Романс – как выдержанное дорогое вино, которое с возрастом приобретая еще лучшее качество – наполняет сердце теплом и восторгом, светлой грустью и необъяснимой радостью, мгновением счастья и вечностью любви.”

Дмитрий Швед награждён Государственной наградой РФ – медалью “За заслуги перед Отечеством” II – ой степени. В его исполнении вы услышите замечательный романс на стихи А.Фета с музыкой А.Варламова «На заре ты её не буди».

На заре ты ее не буди:
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго, долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди:
На заре она сладко так спит!

>06-На заре ты её не буди-Швед Д
* * *

Наш следующий исполнитель – Пётр Налич, 30-ти лет от роду – талантливый российский певец, музыкант, автор песен и руководитель созданного им эстрадного ансамбля «Музыкальный коллектив Петра Налича (МКПТ)». В этом коллективе Петр поёт, играет на фортепиано, аккордеоне и гитаре. Представлял Россию на конкурсе Евровидение 2010.

Добавлю еще, что Петр по профессиональному образованию архитектор, закончил Московский Архитектурный Институт (МАРХИ). Пётр Налич является дизайнером и архитектором памятника «Сочувствие», идея которого пришла певице Елене Камбуровой, после убийства собаки в московском метро. Пётр всегда сам рисует обложки для дисков и афиши для концертов МКПН.

Петр Налич о себе: «Мой прадед – босниец. Был до войны лирическим тенором. Пел в Белградской опере… Однажды на вечеринке я выпил и спел непоставленным, но громким голосом арию Ленского. Моя знакомая, которая окончила консерваторию, сказала, что у меня тенор, и отвела к бабуле, которая учит вокалу, …я познакомился с совершенно очаровательной старушкой — Ириной Ивановной Мухиной, которая преподает в студии “Орфей” классический вокал. Это была судьбоносная встреча. Я никогда не думал заниматься классическим вокалом, но она сказала, что голос надо обязательно развивать, и взяла меня в оборот. Теперь я шесть раз в неделю у нее занимаюсь. Она отличный педагог, но так как человек жесткий, то ее отовсюду выгнали. Вот она и организовала свою студию, которая уже лет 30 существует… Поступил в Мерзляковское училище при консерватории, там в данный момент и учусь».

6 апреля 2010 года прошел первый концерт, на котором Пётр Налич исполнял не свои песни, а классический оперный репертуар и романсы. С тех пор подобные концерты проводятся регулярно. Петр мечтает стать оперным певцом. В небольшом театре Петр Налич в опере Римского-Корсакова «Псковитянка» исполнил одну из главных ролей – Михаила Тучи.

А для вас Пётр Налич споёт знаменитый романс С.Рахманинова на стихи А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Текст романса написан от имени мужчины, но его поют и многие женщины. В прошлой концерт-беседе, посвященной романсам Рахманинова, этот романс для вас пела Рене Флеминг. Исполнение Налича еще не уровень Рене Флеминг, об остальном судите сами.

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный. 

Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь — и при луне
Черты далекой, бедной девы. 

Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь — и предо мной
Его я вновь воображаю. 

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.

>07-Не пой, красавица, при мне-Налич П
* * *

Теперь я познакомлю вас с певицей, специализирующейся на цыганских романсах, Татьяне Филимоновой, артистке Москонцерта. Вот что о ней известно:
Родилась в Узбекистане. Закончила Московский пединститут, работала в школе. Унаследовала от мамы любовь к песне, музыке и танцам.

Цитата:
Часто пела под гитару для себя и друзей. Однажды ей предложили поработать с цыганским ансамблем, и это стало переломным моментом в ее жизни. Навсегда связав свою судьбу с песней и романсом, певица приобрела свой творческий почерк. Она активно исследует архивные материалы в поисках новых песен, постоянно обогащая ими свой репертуар. Ее исполнение отличается простотой, искренностью, обаянием, в нем органически сплетены песня и танец.”

Татьяна на четверть цыганка, по материнской линии. Музыкантом был её дед со стороны матери. В исполнении песен Татьяну всегда отличает чувство меры и хороший вкус. Она умело балансирует между эстрадной и фольклорной манерами исполнения.

Для вас Татьяна Филимонова поёт романс «Не уезжай ты, мой голубчик», слова и музыка Н.Пашкова.

Не уезжай ты, мой голубчик,
Печальна жизнь мне без тебя.
Дай на прощанье обещанье,
Что не забудешь ты меня.

Скажи ты мне, скажи ты мне,
Что любишь меня, что любишь меня.
Скажи ты мне, скажи ты мне,
Что любишь ты меня.

Когда порой тебя не вижу,
Грустна, задумчива сижу.
Когда речей твоих не слышу,
Мне кажется - я не живу.

Скажи ты мне, скажи ты мне...

>08-Не уезжай ты, мой голубчик-Филимонова Т
* * *

Об исполнительнице русских и цыганских романсов Юлии Боголеповой тоже известно относительно немного, хотя на интернете имеется довольно большое количество её записей. Юлия закончила РАМ им. Гнесиных в 2008 году. Певица и педагог по вокалу и фортепиано. А еше Юлия Боголепова закончила Российский Экономический Университет им. Г.В.Плеханова по специальности «Экономика производственных предприятий». Хотя она и в начале своей творческой исполнительской деятельности, мне понравились многие её исполнения и окраской голоса и какой-то прозрачной искренностью. Вы услышите в её исполнении романс «Очаровательные глазки» со словами И.Кондратьева и музыкой неизвестного композитора.

Очаровательные глазки,
Очаровали вы меня,
В вас много жизни, много ласки,
В вас много страсти и огня.

С каким восторгом я встречаю
Твои прелестные глаза,
А что-то в них я замечаю,
Они не смотрят на меня.

Я опущусь на дно морское,
Я поднимусь на облака,
Отдал тебе бы все земное,
Лишь только полюби меня.

Прелестный ангел, Бог с тобою,
Теперь я здесь, не разлучусь,
Когда умру, возьму с собою
И в мир далекий отнесусь.

Без тебя мне жить опасно.
Я муки ада не страшусь,
Без тебя мне жизнь ужасна,
Я здесь с тобой не разлучусь.

Но лучше больше не встречаться,
И можно скоро все забыть,
И сердцем с сердцем поменяться,
Потом друг друга полюбить.

>09-Очаровательные глазки-Боголепова Ю
* * *

Следующий у нас сегодня – баритон Павел Баранский. Он окончил Национальную Музыкальную Академию Украины по классу вокала у профессора Николая Кондратюка, после чего прошёл годичную стажировку в Оперной Студии Цюрихской Оперы.

В 2000 году получил Gran-Prix на Международном конкурсе Оперных певцов в Германии. В 2003 – финалист конкурса BBC в Англии и финалист конкурса Placido Domingo. В 2003 Павел Баранский дебютировал в Гамбургской опере в роли Евгения Онегина. После этого ему предложили возглавить центральные партии Гамбургской оперы 2005-2007 сезонов. В 2006 году дебютировал в Англии в комической Опере Прокофьева „Обручение в Монастыре“. И так далее.

Павел Баранский спел и записал большое количество русских романсов и народных песен. У меня есть 15 его записей. Вы услышите романс Л.Малашкина на слова Г.Лишина, романс широко известный и заслуженно популярный “О, если б мог выразить в звуке!

О, если б мог выразить в звуке
Всю силу страданий моих,
В душе твоей стихли бы муки,
И ропот сомненья затих;

И я б отдохнул, дорогая,
Страдание высказав всё.
Заветному звуку внимая,
Разбилось бы сердце твоё.

>10-О, если б мог выразить в звуке-Баранский П
* * *

Теперь представлю вам молодого и обещающего вокалиста Евгения Южина.

Евгений родился в Одессе в 1984 году и заниматься музыкой начал с 6-ти лет. А уже с 14-ти начал участвовать и занимать призовые места во многих вокальных фестивалях и даже победил на международном музыкальном фестивале “Italian magic” в Венеции. Продолжая активно учиться вокалу у хороших педагогов, Евгений завершил высшее немузыкальное образование в СПб Инженерно-экономическом университете в 2007 году, а в 2008 году поступил в СПб Консерваторию на отделение «Оперное искусство».

Евгений лауреат 1-ой премии конкурса “Весна романса-2006”, СПб, а также лауреат 1-ой премии Международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада-2007», Москва. С 2006 года Евгений регулярно принимает участие: в программах «Романтика романса» на телеканале «Культура»; в телевизионных концертах «Весна романса» и «Праздник романса». В 2007 г. состоялись два сольных концерта Евгения в Театре эстрады им. Райкина, Санкт-Петербург. Значительное место в репертуаре Евгения занимает русский романс, он также поёт неаполитанские песни и романсы, классическую камерную музыку и оперные арии и дуэты.

Послушайте в исполнении Евгения Южина очень красивый романс на слова Ольги Клименковой с музыкой Андрея Медведева «Успокоилось сердце».

Успокоилось сердце
На окраине города тёмная роща,
Летний вечер почти превратился в осеннюю ночь.
Успокоилось сердце и больше не ропчщет,
Но печали своей не умеет оно превозмочь.

В этой улочке узкой пустынная дача,
Призрак лета былого туманом клубится в саду,
Успокоилось сердце и больше не плачет,
Так зачем я сюда каждый вечер, как прежде, иду.

Припев:
Тёплой ночью в саду на бесшумной качели
Мы до самого неба взлетали с тобой,
А в лицо мне полночные звёзды летели,
И плескался волос твоих дождь золотой.

Но вздыхала над нами какая-то птица,
Всё заранее зная о нашей с тобою судьбе.
Успокоилось сердце, но всё ему снится
Бесконечный несбыточный сон о тебе.

Припев.

Вместе с летом без нас улетели качели,
Вместе с ними осенние листья куда-то летят,
Не сумели мы их задержать, не успели.
Ничего никогда, никогда не вернётся назад.

>11-Успокоилось сердце-Южин Е
* * *

Имя следующего исполнителя – Герман Юкавский. Герман окончил ГМУ им. Гнесиных, потом Российскую Академию Театрального Искусства (ГИТИС). ) Работал в Московском Академическом Камерном музыкальном театре. Гастролировал с театром по странам Европы, Южной Америки, выступал в театрах Парижа, Мадрида, Тель-Авива, Сеула, Амстердама, Рима, Бордо, Барселоны и в других престижных залах.

С 2008 г. солист театра «Русская опера» (Театр образован в 2008 году группой московских оперных певцов-энтузиастов и Благотворительным Фондом Святителя Николая Чудотворца. Художественный руководитель театра – Народный артист СССР Александр Ведерников.)

В репертуаре Германа Юкавского громадное количество русских романсов и песен А.Вертинского. Он активно концерует в России и за рубежом (Германия, Франция, Испания, Норвегия, Украина, Белоруссия), участник престижных международных музыкальных фестивалей, постоянный участник фестивалей русского романса в Курске, Казани, Санкт-Петербурге, Москве. Победитель конкурса Романсиада-99, лауреат приза зрительских симпатий Российского конкурса «Душа моя – романс».

Герман Юкавский поёт для вас романс со словами и музыкой Н.Бакалейникова «Пожалей». Этот романс часто фигурирует под названием «За чарующий взгляд».

Пожалей
За чарующий взгляд искрометных очей
Не страшусь я ни мук, ни тяжелых цепей;
За ласкающий звук нежной речи твоей
Я готов на позор под бичи палачей!

Ах, пожалей же меня, дорогая моя,
Освети мою темную жизнь;
Ведь я плачу слезами, стеная,
Но напрасно! Ведь счастью не быть!

Сжалься ты надо мной, не гони, а прости,
Для тебя я готов в жертву все принести.
Ты молчишь, но твой взгляд мне надежду дает,
Прикажи, я твой раб, не то жизнь пропадет!

Ах, пожалей же меня…

>12-Пожалей-Юкавский Г
* * *

Наш следующий певец – бас, а точнее бас-профундо Владимир Миллер, солист Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, Заслуженный артист России. Окончил СПб консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальности музыковедение; как вокалист стажировался в Кёльнской Высшей школе музыки (Германия).

Владимир Миллер исполнял оперные партии в постановках Мариинского театра, Нидерландской королевской оперы, театра СПб консерватории, Большого театра Лодзи и ряда других. Ведёт активную концертную деятельность. Выступал с сольными программами не только в России, но и в США, Ватикане, Великобритании, Германии, Италии и других странах Европы. Принимал участвовал во множестве российских, европйских и североамериканских фестивалей.

Концертный репертуар Владимира Миллера весьма широк – от древнерусских распевов до сочинений современных авторов. Большую часть творчества составляет русский классический романса, а также сольные партии в кантатно-ораториальных сочинениях разных композиторов. Певец стал первым интерпретатором многих специально для него написанных сочинений. Сольные записи Владимира Миллера изданы на многих компакт-дисках ведущими фирмами в звукозаписи классической музыки. Его творчество стало темой ряда теле- и радиопередач в России и Западной Европе.

Помимо исполнительской деятельности Владимир Миллер занимается исследованиями в области истории русской музыки, имеет печатные работы. В исполнении Владимира Миллера вы услышите не что-нибудь, а «Утро туманное» Ивана Тургенева и Эраста Абазы.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

>13-Утро туманное-Миллер В
* * *

А теперь я познакомлю вас с харьковчанкой Ольгой Бурлаковой. У неё чистый, сильный и красивый голос. Ольга закончила консерваторию в Харькове. Сразу по окончании консерватории победила на международном конкурсе молодых вокалистов и стала солисткой Харьковского академического театра оперы и балета. У неё отлично поставлены и голос и дыхание, её исполнения в высшей степени профессиональны. После партий Татьяны и Иоланты в операх Чайковского харьковские журналисты назвали её голос волшебным.

У Ольги Бурлаковой богатый концертный репертуар, в котором романс занимает основное место. Она много концертирует и в Украине и за пределами. На всеукраинском конкурсе исполнителей романсов в феврале 2007 года, Ольга Бурлакова получила Гран-при. В исполнении Ольги Бурлаковой вы услышите замечательный, слегка грустный романс, соответствующий нашей зимней погоде, со словами и музыкой Н.Листова «Я помню вальса звук прелестный».

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс,
Прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс! 

Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Где ж этот вальс,
Старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?.

>14-Я помню вальса звук прелестный-Бурлакова О
* * *

Следующий молодой и перспективный исполнитель – Руслан Кадиров. Вот как представляет его сайт “Звезды русского романса”:

«Кадиров Руслан Генриевич (род. в Киеве), российский и украинский певец, лирико-драмматический тенор. В современном исполнительском искусстве один из ярких представителей отечественной вокальной школы. В исполнении романсов и народных песен, органично соединяет лучшие традиции украинской вокальной школы и академического искусства. Очаровывает слушателей красотой тембра голоса, особой искренностью и сердечностью.

С 6 лет начал занимается музыкой. С 8 лет выступает, как солист на концертных площадках (в том числе пионерских лагерях). В 1984 г. закончил музыкальную студию по классу скрипки. Занимался классической борьбой, плаванием, настольным теннисом, баскетболом. Имеет II-й юношеский разряд по классической борьбе.

С 1986-1990 г.г. учился на отделениях хорового дирижирования и сольного пения Полтавского музыкального училища.. С 1990 г. продолжил профессиональное образование на вокальном отделении Московской консерватории в классах народного артиста РСФСР, профессора Евгения Кибкало и народной артистки СССР, профессора Нины Дорлиак.

В 1997-1999 г. работал в музыкальном театре «Геликон-опера». С1999 г. – солист Московской академической филармонии, активно занимаясь концертно-исполнительской и гастрольной деятельностью. Руслан Кадиров первый исполнитель партии Иисуса Христа в опере «Грешники» Армена Мерангуляна и романса Владимира Шаинского на слова Федора Тютчева «Дивная пора». В репертуаре солиста сочинения многих классических композиторов, арии из опер, итальянские песни, русские и украинские народные песни, старинные русские романсы, романсы композиторов-современников. Руслан принимал участие в 11-ти международных и межнациональных фестивалях. Государственные и общественные награды: Медаль «За гуманизм и служение России», Медаль «За достижения в эстрадном искусстве», Премия фонда И.С.Козловского (2011) и др. Руслан Кадиров – Заслуженный артист Украины.»

После такого представления вы услышите Руслана Кадирова в замечательном романсе Петра Булахова на слова Алексея Толстого «Колокольчики мои».

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?

И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несет меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьет своим копытом.

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой,
А куда? не знаю.

Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?

И о чем грустите вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

>15-Колокольчики мои-Кадиров Р
* * *

Следующая исполнительница несколько необычна. У неё есть солидное количество записей на интернете, причем записей хороших, мне нравится её кристально чистый голос, и манера исполнения, но из русскоязычных источников о ней известно только, что она американская исполнительница русских и цыганских романсов и танго, родившаяся в Киеве. Зовут её Яна Грей. Из источников на английском языке о ней известно несколько больше, но тоже немного.

Известно, что она в Америке выпустила три компакт-диска. В 2006 году диск с названием «In my wounded heart” и русским переводом на обложке «В моём сердце больном» (это строчка из романса «Хризантемы»). В нем романсы на русском языке. В 2007 году два диска:
Первый с американскими лирическими песнями с названием “That was Love”. В аннотации к этому диску, в частности есть фраза на английском, перевод которой: “Известная её многим почитателям как «Леди Синатра», Яна возвращает нам золотой век американской музыки 40х-50х-60х годов».
Второй диск 2007 года называется “Those were the days” (американский вариант романса «Дорогой длинною», с той же мелодией, но совсем другими словами). На этом диске есть подзаголовок “Russian romances”.

Послушайте в исполнении Яны Грей романс со словами В.Ленского и музыкой неизвестного автора в аранжировке Бориса Прозоровского «Вернись, я всё прощу»

Вернись, я все прощу: упреки, подозренья,
Мучительную боль невыплаканных слез,
Укор речей твоих, безумные мученья,
Позор и стыд твоих угроз.

Я упрекать тебя не стану - я не смею:
Мы так недавно так нелепо разошлись.
Ведь ты любил меня, и я была твоею!
Зачем, зачем же ты ушел? Вернись!

О, сколько, сколько раз вечернею порою
В запущенном саду на каменной скамье
Рыдала я, забытая тобою,
О милом, дорогом: о розах, о весне.

Я счастье прошлое благословляю.
О, если бы мечты мои сбылись...
Ведь я люблю тебя, люблю и проклинаю:
О, дай, о, дай мне снова жизнь, вернись!

>16-Вернись, я всё прощу-Грей Я
* * *

На очереди талантливый молодой исполнитель Владислав Косырев. Заниматься музыкой начал тоже с 6 лет. В 2001 году закончил РАМ им. Гнесиных и начал работать в мужском хоре «Пересвет» в качестве солиста, а затем и в качестве дирижера.

С 2001 по 2009 год Владислав выступал и как классический, и как эстрадный певец в лучших залах столицы – Кремлевский Дворец Съездов, Большой Зал Консерватории, Концертный Зал им. П.И. Чайковского, Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и т.д. Неоднократно принимал участие в телевизионных концертах (Первый Канал, Россия, ТВЦ, Культура), участвовал в записи музыки к кинофильмам.

Цитата: «В 2009-м году Владислав начал свою сольную карьеру. Первые же его выступления с репертуаром, подобранным с невероятной тщательностью и любовью, прошли удивительно легко и ярко. Его талант, весь его опыт работы, а так же неподдельная искренность, бесспорное обаяние и уважение к своей публике помогли артисту найти верный путь. Профессиональный артист Владислав Косырев пленяет своим красочным, всегда разным, глубоким, насыщенным баритоном, искрометным темпераментом и самым разнообразным репертуаром.»

Владислав награжден орденом «Вера, Надежда, Любовь» и золотым орденом «Служение искусству».

Вы услышите в исполнении Косырева чудный романс «Я ехал к Вам» на слова А.Пушкина с музыкой Исаака Шварца.

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души,
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

>17-Я ехал к Вам-Косырев В
* * *

О следующей певице, Марине Ефимовой, я узнал почти случайно, она написала мне письмо, что ей понравился мой сайт и спросила, можно ли ей прислать мне свои записи. Я, естественно, заинтересовался, поискал на интернете информацию о ней, кое-что нашел, и ответил ей положительно. Она прислала записи и они , в основном, оказались неплохими и её голос обещающим. В 2009 году Марина давала концерт русского старинного романса в Вене. Марина входит в творческий состав Столичного Театра Романса, который осуществляет музыкально-театральные постановки с участием профессиональных артистов драматических театров города Москвы. У театра пока нет своего собственного концертного зала. Марина выступала с сольными концертами романсов в музее Л.Толстого и в Доме Ученых. 1 января я получил от Марины новогодние поздравления и еще две хороших записи.

В исполнении Марины Ефимовой вы услышите старинный романс с выразительным названием «Оковы любви» со словами неизвестного автора и музыкой В.Радомского.

Оковы любви
Зачем страдать, зачем жалеть
Мне об отвергнутой любви,
Ведь глубины моей души
Не понял ты, не понял ты.

О, сброшу с себя я оковы любви
И постараюсь з
Налейте, налейте мне чарку вина,
Дайте вином мне упиться!

Любя тебя, мечтала я
Безумным счастьем насладиться,
Но в один миг мои мечты
Разбил мне ты, разбил мне ты.

О, сброшу с себя я оковы любви
И постараюсь забыться.
Налейте, налейте мне чарку вина,
Дайте вином мне упиться!

>18-Оковы любви-Ефимова М
* * *

Теперь познакомлю вас с певицей по имени Татьяна Балета. Татьяна пела с детства, однако пошла в мединститут и получила профессию врача. Тяга к пению перетянула, Татьяна выступала в оперетте, и относительно недавно увлеклась русским романсом. Вот её слова о романсе:

«Романс –это мир любви, восхищения и вдохновения! … каждый раз, когда я работаю над романсом, я погружаюсь в определенное время, в определенное обстоятельство и вхожу в образ лица, от которого идет повествование. … Содержание романса, я уверена в этом, необходимо передавать не только вокальными данными. Здесь должно выступать на первый план душевное состояние исполнителя.»

А вот мнение слушателя после концерта:

«Концерт Татьяны Балета в музее-квартире Бродского я считаю большим подарком для любителей романса. Этот жанр позволяет максимально ярко выразить индивидуальность исполнителя, от которого, в свою очередь, требует полной эмоциональной отдачи. Как никто другой, Татьяна Балета, умеет «раскрыть» душу романса для зрителя. Я сидел на концерте как завороженный и боялся пошевелиться – не хотелось терять того состояния, в которое я погрузился при первых звуках голоса Татьяны… Время как будто бы остановилось, все мое внимание было сконцентрировано на звуке изумительного голоса. И даже не верилось, что такое возможно: Татьяна Балета не исполняла, а проживала каждый романс. Яркие образы сменялись один за другим, бесконечно увлекая за собой зрителя…»

В исполнении Татьяны Балета романс со стихами и музыкой Марии Пуаре «Я ехала домой».

Я ехала домой, душа была полна
Неясным для самой, каким-то новым счастьем.
Казалось мне, что все с таким участьем,
С такою ласкою глядели на меня.

Я ехала домой... Двурогая луна
Смотрела в окна скучного вагона.
Далекий благовест заутреннего звона
Пел в воздухе, как нежная струна.

Раскинув по небу свой розовый вуаль,
Красавица заря лениво просыпалась,
И ласточка, стремясь куда-то вдаль,
В прозрачном воздухе купалась.

Я ехала домой, я думала о вас,
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
О, если б никогда я вновь не просыпалась...

Я ехала домой, я думала о вас...

>19-Я ехала домой-Балета Т
* * *

Завершим мы сегодня знакомство с новыми голосами в русском романсе молодой исполнительницей из Одессы, где она живет, процветает и пользуется заслуженным успехом. Зовут её Владислава Вдовиченко. Интересной особенностью вокального исполнительского искусства Владиславы является очень заметная близость её голоса и манеры исполнения с Анной Герман. Обратите внимание, Владислава -распространенное польское имя.

Я прочту wам отрывки из статьи в «Комсомольской правде» с названием «Душа певицы Анны Герман переселилась в оперную приму из Одессы?» и с подзаголовком «После смерти знаменитой исполнительницы 25 августа 1982 года с Владиславой Вдовиченко вдруг стали происходить мистические вещи.»

«То, что произошло с Владиславой, когда ей было 9 лет, никто до сих пор не может объяснить. Через несколько дней после того, как в Варшаве умерла известная певица Анна Герман, преподаватели одесской музыкальной школы с изумлением смотрели на ученицу, у которой неожиданно поменялся голос. Он вдруг стал взрослым и по тембру – как у польской артистки Герман.»

– Меня сразу определили заниматься с преподавателем консерватории, чтобы он помог сохранить и развить мои новые данные, – вспоминает Владислава. – Я занималась в музыкалке с шести лет, у меня был абсолютный слух, как и у родителей-музыкантов. Но даже они не могли понять, что со мной произошло. А вообще Анна Герман даже не подозревала, как повлияла на мою судьбу…

Когда мама Владиславы была беременна, она поехала с мужем в Ригу. Там они должны были встретиться с гитаристом из группы Анны Герман – он вез струны из Польши, а ему нужно было передать гитары. Родители Влады дожидались встречи в холле гостиницы. И тут к ним спускается высокая блондинка в джинсовом длинном сарафане – Анна Герман. Узнав, откуда гости, она очень обрадовалась: «Ах, Одесса! В Одессе прошла молодость моей мамы Ирмы Бернер!» Пригласила супругов в свой номер, где они пили чай с лимоном. А потом пригляделась к маме Влады и говорит:

– Вы ждете ребеночка. Вы знаете, что я думаю – у вас родится дочь и вы будете гордиться ею! Это такое счастье быть мамой…

В то время ультразвуковых исследований еще не делали. И чета Вдовиченко до самого рождения дочери не знала, что слова польской певицы исполнятся. 22 сентября 1973 года в день святой Анны появилась на свет Владислава – так назвали малышку.

После консерватории девушка три года была солисткой в Одесском оперном театре, потом перешла в филармонию. А не так давно – как раз на концерте памяти Анны Герман – ее заметил директор Киевского радиовещания Денис Кныш и предложил гастрольный тур по 90 городам Украины. Эта поездка стала судьбоносной. Ведь именно в Черновцах ее впервые услышал муж Анны Герман.

– Он приехал за час до концерта, как и я, – вспоминает Владислава. – Я распевалась, исполняла песню «Случайность». Пан Збигнев и говорит: «Пани, у вас такой же голос, как и у моей Ани! И не только в песнях, но даже тембре, мимике чувствуется ее тепло, ее присутствие. Приезжайте ко мне в Варшаву».

(В газете приведена крупная фотография Владиславы со Збигневом Тухольским, мужем Анны Герман).

На прощание пан Збигнев подарил Владиславе самую драгоценную фамильную реликвию семьи – янтарную брошь. Ее носила бабушка певицы, потом мама, а когда Аня стала взрослой, украшение перешло ей.

– Это талисман семьи Герман, и он должен быть с тобой, – сказал пан Збигнев Владе. – Ты ведь тоже теперь немного наша.

Брошь Владислава всегда надевает на концертах и признается, что это самая дорогая награда для нее, несравнимая ни с какими званиями. Как благословение…

Общие сведения о Владиславе Вдовиченко на конец августа 2010 года:

Дипломант фестиваля польской песни, лауреат радиовещания как композитор и исполнитель. Пишет музыку. Солистка Одесской филармонии. В репертуаре песни Анны Герман, романсы, классика, военные, народные песни, свои сочинения. Не замужем. Растит сына.

Послушайте замечательный романс О.Фельцмана на слова И.Кохановского «Возвращение романса» в исполнении Владиславы Вдовиченко.

Возвращение романса
Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться
Позвольте, я в любви Вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.

Я Вас люблю, я думаю о Вас,
Вы для меня- смятение отныне.
Покорно жду ответа ваших глаз,
И повторяю в мыслях Ваше имя.
Я Вас люблю, я думаю о Вас,
И повторяю в мыслях ваше имя.

Одни меня, наверное, не поймут,
Другим улыбку спрятать не удастся
И все же я на несколько минут
Вернусь опять к старинному романсу.

Увидев вас всего лишь только раз,
Во мне открылся мир неповторимый.
Я вас люблю, я думаю о вас,
И повторяю в мыслях ваше имя.
Я вас люблю, я думаю о вас,
И повторяю в мыслях ваше имя.

Грустит романс тревожно и светло,
И к Вам непостижимо в слове каждом
Приходит откровение само,
Как Вы в мою судьбу вошли однажды.

Уйдете вы, скажу Вам: "В добрый час"
Но мир без Вас мне явится пустыней,
Я Вас люблю, я думаю о вас,
И повторяю в мыслях ваше имя.
Я вас люблю, я думаю о вас
И сохраню навеки ваше имя.

>20-Возвращение романса-Вдовиченко В
* * *

ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Январь 2012

Advertisements