Вишняков

Поэзия, музыка и исполнительское мастерство

Виктор Федоров-Вишняков

Сначала прослушайте запись:

>Детство-Вишняков В

Хорошая поэзия, красивая мелодия, задушевное исполнение. Вы слушали песню “Детство”, исполнитель объявил: слова поэта Дмитрия Кедрина.  Мелодия, вокальное исполнение и аккомпанемент Заслуженного артиста России Виктора Федорова-Вишнякова.

Прослушайте еще одну запись:

>Друзья, давайте соберемся-Вишняков В

Умные, близкие всем нам слова; простая и хорошо соответствующая тексту мелодия в стиле близком к Окуджаве, прочувствованное исполнение.

* * *

А теперь о том, кто пел:

Несколько лет назад, в поисках источников для пополнения моей коллекции русских романсов и примыкающих к ним по духу народных песен, я вышел на сайт, где, как оказалось, можно купить записи романсов в исполнении певцов русской эмиграции и другие компакт-диски, изготовленные непромышленным способом. Просматривая список дисков перед тем как заказать, я увидел три диска:

ФЕДОРОВ В.(ВИШНЯКОВ) – ЗАПИСЬ У С.МАКЛАКОВА №1
ФЕДОРОВ В.(ВИШНЯКОВ) – ЗАПИСЬ У С.МАКЛАКОВА №2
ФЕДОРОВ В.(ВИШНЯКОВ) – ЗАПИСЬ У С.МАКЛАКОВА №3

О Сергее Маклакове я немного слыхал. Слыхал, что из своей домашней студии он дал путевку в жизнь таким известным исполнителям как Аркадий Северный, Александр Розенбаум и другим. Из дополнительной информации о нем на интернете я узнал, что МАКЛАКОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (р. 26.05. 1929г.) – звукорежиссер, продюсер, создатель ансамбля “Братья Жемчужные”, живет в С.- Петербурге.

Три диска с неизвестной фамилией Федоров В.(Вишняков) меня заинтересовали, и я их в числе прочих заказал и получил. Получил, послушал и понял, что я нашел нечто замечательное. В сумме на трех полученных дисках было около 70 записей, много известных мне русских романсов, прекрасно исполненных, и довольно много ранее мне совершенно неизвестных интересных романсов и песен.

Меня конечно же заинтересовало, кто же это такой Федоров(Вишняков) с именем на букву В, и я начал активный и глубокий поиск на интернете. Но результаты поиска оказались почти пустыми. Я нашел петербуржца барда Виктора Борисовича Федорова, но у него не было второй фамилии Вишняков, я посмотрел на его репертуар и понял, что это не тот Федоров, которого я ищу.

Я нашел затем в отчетах о вечерах памяти Окуджавы в Петербурге пару упоминаний о присутствовавшем там Викторе Федорове-Вишнякове. В одном отчете было написано автор-исполнитель. Или вот такое:

11.11.2004 19:00 СПб Клуб “Корабел”
З.а. России Виктор Фёдоров (Вишняков)
“Друзья, давайте соберёмся!..”
Вас приглашает в гости з.а. России Виктор Фёдоров (Вишняков).
Принимать гостей ему помогает Эдуард Гиршов.
Адрес: пр.Стачек, д.88, к.2.

Но абсолютно больше ничего. Поиски пришлось оставить. Записи, полученные на дисках, я продолжал слушать многократно, с удовольствием включил их в свою коллекцию и в каталог коллекции на моем романсовом сайте.

В связи с моей коллекцией у меня идет довольно интенсивная электронная переписка с любителеми романсов. Некоторые корреспонденты особенно активны, рассказывают о себе, о своем увлечении романсами, о своей работе, о месте проживания и прочее. Около полутора лет назад одной из таких активных корреспонденток оказалась Лариса Новикова из Петербурга, бывший химик, а нынче агент по продаже недвижимостей. Она написала мне, в частности, что часто бывает на концертах разных исполнителей романсов.

Помня о моем провале с поисками Федорова-Вишнякова, в очередном своём письме я спросил Ларису Новикову, не слыхала ли она о Федорове-Вишнякове. Нет, не слыхала. Но она пообещала спросить у своей подруги, которая знает намного больше петербургских знаменитoстей. Через небольшое время она написала, что да, подруга о нем слыхала. Это вроде бы бывший актер какого-то петербургского театра, который иногда поет пасни и романсы в частных собраниях элитного характера, иногда в небольших общественных концертных залах. Учитывая мой усиленный интерес, Лариса Новикова, очень энергичная женщина, пообещала, что она найдет пути узнать о Викторе Федорове-Вишнякове намного больше.

И действительно, где-то в течение двух-трех месяцев через свои многочисленные связи она попала на концерт Федорова-Вишнякова и прислала мне свои восторженные отзывы. И опять же пообещала, что она с ним познакомится лично и расскажет обо мне, о моей коллекции и о моем интересе к его персоне. Я попросил Ларису узнать, есть ли у Федорова-Вишнякова компьютер и емайл адрес, тогда бы я сам вошел с ним в контакт. Через небольшое время Лариса прислала письмо, что была еще на одном концерте Ф-В, что ей удалось подойти к нему и кратко поговорить; что у него дома компьютера нет, но есть у дочки, у которой он бывает; что он производит впечатление очень скромного и даже застенчивого человека, очень неохотно рассказывающего о себе; что она кратко рассказала обо мне и моем к нему интересе; и что он согласился дать дочкин емайл адрес для связи.

Я, не откладывая, написал письмо и отправил емайл на адрес дочки. Содержание письма было следующее:

Уважаемый Виктор Федоров-Вишняков (жаль, не знаю Вашего отчества)!

Я чрезвычайно благодарен Ларисе Новиковой, за то, что она помогла мне найти с Вами контакт, который я давно искал. Возможно, Лариса Новикова упоминала Вам, что я большой любитель и коллекционер русских романсов и примыкающих к ним по духу народных песен. Моей коллекции посвящен мой сайт на интернете «Для Всех, Кто Любит Русский Романс». Возможно Ваша дочь, на чей адрес я отправляю это письмо, поможет Вам познакомиться с моим сайтом и Вы легко поймете его цель, дух и назначение. Адрес сайта http://romnar.narod.ru . В частности, там Вы сможете, если захотите, узнать больше и обо мне.

Некоторое  время назад я приобрел записи трех Ваших концертов, которые меня совершенно очаровали и проникновенностью исполнения и составом исполняемых вещей, многие из которых я до этого не слышал. И я начал поиски.

Во-первых, кто такой Виктор Федоров-Вишняков? Поиск на интернете привел только к нескольким упоминаниям о Вашем участии в вечерах, посвященных памяти Б.Окуджавы.  Правда в одном из них было сказано «автор-исполнитель». Увидел также, что Вы Заслуженный артист России. И больше нигде ничего. Я запросил источник, где приобрел Ваши записи, но получил ответ, что он абсолютно ничего о Вас не знает.

Я начал искать на интернете неизвестные мне ранее исполняемые Вами замечательные  романсы и песни. Для небольшой части нашел авторов, поэзии и музыки (Е. Бачурин, А.Матюшин), для еще небольшой части нашел только авторов поэзии (напр. В.Набоков, И.Мятлев, Ю.Борисов). И тогда осталось предположить, что все остальное принадлежит автору-исполнителю Федорову-Вишнякову. Но я продолжал быть крайне заинтересованчым найти Вас и узнать все наверняка. И тут мне помогла драгоценная Лариса Новикова.

Я привожу далее список Ваших исполнений, где я предполагаю полностью или частично Ваше авторство. Сделайте милость, взгляните на него и помогите мне узнать наверняка.

Название Поэзия Музыка
Детство Кедрин Д ?
Друзья, давайте соберёмся ? ?
Живи, не жалуйся Набоков В ?
За стеною чья то боль ? ?
Здесь няня пушкинская ? ?
Как хороши, как свежи2 Мятлев И ?
Когда ты слушаешь меня ? ?
Жил-был король ? ?
Может виной расстоянья Борисов Ю ?
Помнишь скамью на аллее ? ?
Ты говорила мне ? ?
Убит Пушкин Соколов В ?
Что сидишь допоздна Борисов Ю ?
Я люблю тебя, и это страшно ? ?
Много нежных сердец ? ?
Не предаюсь пустому гневу Набоков В ?
Пошли нам, господи Бехтеев С ?
Эмалевый крестик Иванов Г ?

Я уверен, что многотысячный мир любителей русского романса и народной песни много потерял от того, что Вы не издали записи своих исполнений на коммерческих дисках.  Я могу предположить, что Ваша скромность не позволяет Вам оценить все значение и замечательность Вашего авторского и исполнительского таланта. И я готов сообщить об этом многим тысячам почитателей русского романса и народной песни посредством своего сайта. Ведь интернет стал за последние годы самым массовым средством информации.

Заранее с глубочайшей Вам благодарностью за ответ на это письмо,

Григорий Генделев.

11.04.07

В ответ, недели через две, через свою дочку он прислал мне всего пару строчек, что он очень благодарит меня за интерес к его творчеству, и что он в ближайшие пару месяцев будет очень занят и, когда появится возможность, напишет мне более подробное письмо.

Этого, к сожалению, не случилось и до сегодняшнего дня. Я написал еще одно короткое емайл-письмо через  Ф-В дочку, но без ответа. И мне уже больше неловко напоминать Ларисе Новиковой, которая уже пару раз напоминала Ф-В и получала обещания, что он мне напишет. Один раз даже сказал, что очень скоро напишет. Причины? Можно предположить разные: возраст, здоровье, занятость делами добычи хлеба насущного, скромность, лень и т.д.

В одном из писем Лариса Новикова писала:
А фамилия Федоров у него не родная. Отец ее взял, когда кого-то из родственников посадили за анекдот. Вишнякова он добавил к своей  уже сам, чтобы не путали с другим Федоровым. Это я узнала от него сегодня. Он очень деликатный человек и о своих выступлениях сказал в конце 20-минутного разговора, почувствовав мою искреннюю заинтересованность. Наверно ему около 70 лет. Работал в ТЮЗе.  Беспредельно приятен  и приветлив в разговоре.

В другом письме я получил от Ларисы следующее:
Скоро должен состояться концерт Татьяны Голышевой в Театре эстрады на Б.Конюшенной.Это будут все песни Федорова-Вишнякова. А он будет сидеть и “бронзоветь”,как он выразился.

Лариса потом прислала мне 5 записей песен Ф-В в исполнении Голышевой.

Я тем не менее продолжал все время следить за интернетом, ведь поскольку он продолжает концертировать, вероятно где-нибудь появится об этом какая-нибудь информация. И совсем недавно Гугл по запросу Федоров-Вишняков нашел мне сайт, с названием Информационный портал русского шансона. Хозяйка сайта Елена Гудкова, автор-исполнитель. Автор и ведущая программы “Барды on-line на телеканале “ВОТ”.

На сайте следующий материал:

4 января 2009 года. Виктор Фёдоров-Вишняков. 1 выпуск. Гостиная.

30 лет и три года (как в старых добрых сказках) отслужил мой герой в Театре Юного Зрителя в Ленинграде. Играл мальчишек, и даже Карлсона, но никогда Деда Мороза. Потому что для этой роли фактура требуется высокая и статная. «А я, – говорит Виктор, – маленький». Вечный мальчишка. Что детскому театру только на руку.

Поступить в театральный институт помогла Виктору гитара. Он прочёл, басню, стихи, но его декламация на комиссию не произвела впечатление. «А что ты ещё можешь?» – спросил экзаменатор. «Петь могу». И спел. После чего безоговорочно был принят на курс. И началась театральная жизнь Виктора Фёдорова-Вишнякова. Но и песенная не закончилась. Виктор исполнял песни в спектаклях, аккомпанировал. Но его настоящей любовью были романсы. Мелодии страстей и чувств. Ещё ребёнком он завороженно слушал эту божественную музыку на пластинках. И с тех пор она не оставляла его никогда. В репертуаре Виктора Фёдорова-Вишнякова более 80 авторских и классических романсов. Зрители также помнят его по дуэту с Александром Хочинским. Тоже актёром ТЮЗа, великолепным исполнителем и актёром. Заслуженный артист России Виктор Фёдоров-Вишняков и сам пишет песни. Тогда он берёт в руки свою подругу-гитару и, увлечённый вдохновением, рождает мелодию. Гитара снова помогает ему. Творить. И дарить свои песни.

И маленькая фотография Гудковой и Ф-В. Поскольку был упомянут дуэт с Хочинским, это дало мне ключ к новым поискам, и я нашел три записи этого дуэта. В информации о Хочинском (умер в 1998 в расцвете лет) я также нашел следующее:

Когда на творческих встречах называвшихся «Полтора часа странного свидания со зрителем» на сцену ТЮЗа выходили Хочинский и Федоров, люди, работавшие в театре и знавшие наизусть их репертуар, бросали свои дела и устремлялись в зал, чтобы еще раз увидеть, как они это делают, чтобы ощутить, как с первых гитарных аккордов всех охватывает восторг какого-то нездешнего единения, в котором растворялись без остатка, словно открывая для себя иное, более значимое измерение бытия.

Две записи Виктора Федорова-Вишнякова вы слушали в самом начале Одна была «Детство» со стихами Дмитрия Кедрина, вторая «Друзья, давайте соберемся», как я теперь убежден, со стихами и музыкой Виктора Федорова-Вишнякова.

Перейдем к более тесному знакомству с его авторским и исполнительским творчеством. Вот романс на слова Владимира Набокова, музыка Ф-В.

>Не предаюсь пустому гневу-Вишняков В

Не предаюсь пустому гневу,
не проклинаю, не молю;
как изменившую мне деву,
отчизну прежнюю люблю.
Но как я одинок, Россия!
Как далеко ты отошла!
А были дни ведь и другие:
ты сострадательной была.
Какою нежностью щемящей,
какою страстью молодой
звенел в светло-зеленой чаще
смех приближающийся твой!
Я целовал фиалки мая,-
глаза невинные твои,-
и лепестки, все понимая,
чуть искрились росой любви…
И потому, моя Россия,
не смею гневаться, грустить…
Я говорю: глаза такие
у грешницы не могут быть!
* * *

У Павла Германа и Дмитрия Покрасса есть хороший романс «Стыдливая чайная роза», который написан от женского лица и который, в частности, исполняла Галина Карева. Виктор Ф-В заметно переработал романс и поэтически и музыкально, сделал его от мужского лица, изменил характер темы, и добавил второй куплет из другого источника. В этом новом куплете, с несколько иной музыкой, герой на короткое время переносится на много лет назад, когда он был влюблён в женщину, приславшую ему недавно чайную розу и записку. Но … возвращается к действительности и повторяет рефрен «… что же даст эта встреча случайная, коль в душе нет былого огня».

Послушайте этот романс.

>Чайная роза-Вишняков В

Вариант Павла Германа
Этой жизни бесцветную прозу
Странный случай встряхнуть мне помог:
Вы сегодня прислали мне розу
И тоскующих несколько строк…
Припев:
Эта роза стыдливая, чайная,
Сознаюсь, взволновала меня.
Что же даст вам вновь встреча случайная,
Коль в душе нет былого огня?..
Мной забыты и ваши улыбки,
И гирлянды желтеющих роз,
Но мучительно ярки ошибки
Да осколки разбившихся грез…
Припев.
Не будите же вновь интереса,
Не тревожьте уснувшую боль.
Если жизнь моя была пьеса,
Вы давно в ней окончили роль…
Припев.
Вариант Виктора Федорова-Вишнякова
Этой жизни печальную прозу
Странный случай понять мне помог:
Вы прислали мне чайную розу
И душистые несколько строк…
Ваша роза душистая, чайная,
Признаюсь, взволновала меня.
Что же даст эта встреча случайная,
Коль в душе нет былого огня?..
Я сплету для тебя диадему
Из волшебных мечтаний и грёз
И на шейку твою я надену
Ожерелье из жемчуга слез
Ваша роза душистая, чайная,
Признаюсь, взволновала меня.
Что же даст эта встреча случайная,
Коль в душе нет былого огня?..
***

Вот очень интересный романс “Что сидишь допоздна”, слова и музыка Юрия Борисова. Послушайте.

>Что сидишь допоздна-Вишняков В

Что сидишь допоздна, жжешь свечу над пасьянсом?
Сердцу хочется верить, что это не блеф:
Очарован тобой, опьяненный романсом
Твой бубновый король пал к ногам дамы треф
И ты сияешь вся улыбкою счастливой,
И в сердце нет тревог, и сладостно душе
О, как тебе легко быть молодой, красивой!
И всё желанное свершилося уже
А к обедне опять ты спешишь деловито,
Где на паперти те же старухи стоят,
В черном платье своем, что давно уже сшито,
Пряча в черной вуали отрешенный свой взгляд.
Вновь ладаном дохнет величье золотое,
Бас рыжего попа бедой дрожит в тебе.
И ставишь ты на круг морщинистой рукою
Свечу за упокой, за короля бубей.

Юрий Аркадьевич Борисов родился 4 ноября 1944 г. в г. Уссурийске Приморского края, где семья жила во время войны. Мать работала кассиршей, кондуктором трамвая, отец был молотобойцем. В июне 1946 г. семья вернулась в Ленинград. Юрий воспитывался, в основном, в детдоме Ждановского района на Каменном острове.

После школы с 14 лет учился в ремесленном училище на токаря-револьверщика. Там и познакомился с Валерием Агафоновым. Во время учебы получил срок за мелкое хулиганство, около 3-х лет был в подростковой колонии в Липецкой области. Позже еще раз попал в колонию за кражу. Освободившись, лет в 18-19 поступил в школу парикмахерского мастерства.

По специальностям почти не работал – берег руки для игры на гитаре. На 7-струнной гитаре и аккордеоне играла мама, и Юрий в подростковом возрасте начал играть на гитаре. В середине 60-х познакомился с гитаристом Александром Ивановичем Ковалевым, до войны тот был лауреатом многих премий и конкурсов по классической гитаре. Ковалев учил Юрия играть, Юрий занимался по 6-7 часов в день. Писал пьесы для гитары (“Зеленый кипарис”).

Поступил на заочный факультет Московского института культуры, изучал нотную грамоту и композицию, но институт не окончил. После год или два преподавал классическую 6-струнную гитару на платных курсах для взрослых – по 2-3 часа в неделю. Преподавал поочередно в нескольких местах, в том числе в ЛДХС, в Театре народного творчества. Стихи начал писать в детстве, посылал некоторые в газету “Ленинские искры”, но их не печатали. Стихи песен стал писать значительно позже.

Умел работать по дереву, изготавливал трубки. С приятелем, художником Виталием Климовым, изготавливал гитары, устроился на склад Фабрики музыкальных инструментов. Изготовили 3 или 4 инструмента, на одном из которых (“Джульетта”) играл Валерий Агафонов. Дружили втроем с Агафоновым и Климовым.

Позже, в колонии в Боровичах Новгородской области, где сидел за подделку больничного листа жене Любе, окончил профтехучилище №10 и 30 июня 1984 г. получил диплом столяра-мебельщика 4-го разряда. Написал песню “Закатилася зорька за лес…” для фильма “Личной безопасности не гарантирую” (режиссер Анатолий Вехотко, “Ленфильм”, 1980). В фильме песню исполнил В. Агафонов.

В 1978-1979 сидел в колонии в Средней Азии, где подорвал здоровье. Умер от туберкулеза легких 18 июля 1990.

Оставил после себя много стихов и песен о Гражданской войне, стилизованных под белогвардейские и повстанческие – их подпольные фонограммы в исполнении Валерия Агафонова (ум. 1984) вышли в годы Перестройки на пластинке “Белая песня”, фирма “Мелодия”, 1989.

Само произведение «Белая песня» начинается словами:

“Все теперь против нас, будто мы и креста не носили,
Словно аспиды мы басурманской крови,
Даже места нам нет в ошалевшей от горя России,
И Господь нас не слышит – зови не зови…”

В одной из биографий Юрия Борисова есть такие строчки: И “Белая песня”, и другие песни Борисова из белогвардейского цикла оказались оплаченными самым настоящим веществом жизни. Они и звучать-то начали широко только после смерти их исполнителя. Ну, а автор их был тогда жив. Вернее, когда выпустили пластинку Валерия Агафонова, он умирал… Последний раз из заключения Юрий Борисов вышел уже безнадежно больным туберкулезом. Последний год он почти не вставал… А умер он на носилках в приемном покое больницы на Поклонной горе. Странно и страшно, похоже и непохоже сходила его собственная судьба с той, о которой он писал в песне:

“Вот уж год мы не спим, под мундирами прячем обиду,
Ждем холопскую пулю пониже петлиц.
Вот уж год, как Тобольск отзвонил по царю панихиду,
И предали анафеме души убийц…”

Каким-то искаженным эхом соотносится с песней и судьба ее автора… Вскоре после смерти Борисова его песню, забывая указывать автора, запела Жанна Бичевская. А господин М. Звездинский – этак застенчиво-застенчиво! – и вообще поставил под нею свое имя.”

***

Следующая песня для вашего прослушивания носит полуфилософский-полушуточный характер, авторы слов и музыки мне неизвестны и никто, кроме Ф-В её не поёт. Характер слов и музыки позволяют предположить, что она полностью его.

>Здесь няня пушкинская-Вишняков В

***

А теперь простая и прочувствованная песня «Помнишь скамью».

Опять же характер текста и музыки позволяют мне довольно уверенно предположить, что полный автор песни Ф-В. Самый глубокий поиск не позволяет найти ни текста песни ни других её исполнителей, что в наше время интернета и Гугла можно считать почти стопроцентным подтверждением моего предположения.

Ностальгическая песня о прошедших годах. Тема популярная и никогда не устаревающая.

>Помнишь скамью-Вишняков В

***

Следущая вещь, на мой взгляд, совершенно очаровательна и уникальна. И опять те же предположения об авторстве. Глубочайшая по философскому и человеческому смыслу песня о короле. Её бы перевести на все языки и слушать всему миру. Я бы сказал песня по духу созвучна произведениям Беранже, но нет никаких оснований приписывать её ему.

>Жил был король-Вишняков В

***

А вот романс с известными авторами, слова Чулисова В., музыка Штамма В. Романс и красивый и достаточно глубокий по содержанию, хотя тема и не новая. У меня есть только два исполнения – Ф-В и Анатолий Титов. Романс называется «Пять алых роз». Здесь только интерпретация и исполнительское мастерство Виктора Сергеевича Ф-В.

>Пять алых роз-Вишняков В

***

Вот замечательный романс на слова Владимира Соколова с музыкой наверняка Ф-В. Иначе было бы трудно объяснить почему нет больше ни единого исполнителя. Ведь Ф-В никогда своих произведений не публиковал. Да, опять же и характер музыки очень «вишняковский»

Поэзия этого музыкально-поэтического произведения совершенно превосходна. Стихотворение состоит из 3х частей. В каждой части другой стихотворный размер и соответственно три раза меняется мелодия. Обратите внимание и на мастерство гитарного аккомпанемента. Ф-В всегда аккомпанирует себе сам.

>Убит Пушкин-Вишняков В

Владимир Николаевич Соколов (1928-1997). Поэт, эссеист, переводчик. Издал 12 книг.

СТИХИ О ПУШКИНЕ
I
Убит. Убит. Подумать! Пушкин…
Не может быть! Все может быть…
«Ах, Яковлев, – писал Матюшкин,–
Как мог ты это допустить!
Ах, Яковлев, как ты позволил,
Куда глядел ты! Видит Бог,
Как мир наш тесный обездолел.
Ах, Яковлев…» А что он мог!
Что мог балтийский ветер ярый,
О юности поющий снег!
Что мог его учитель старый,
Прекраснодушный человек!
Иль некто, видевший воочью
Жену его в ином кругу,
Когда он сам тишайшей ночью
Смял губы: больше не могу…
II
На Черной речке белый снег.
Такой же белый, как в Тригорском.
Играл на печке – ну и смех –
Котенок няниным наперстком.
Детей укладывают спать.
Отцу готовят на ночь свечи,
Как хорошо на снег ступать
В Михайловском в такой же вечер.
На Черной речке белый снег.
И вот – хоть на иные реки
Давно замыслил он побег –
Шаги отмерены навеки.
III
Меж императорским дворцом
И императорской конюшней,
Не в том, с бесхитростным крыльцом
Дому, что многих простодушней,
А в строгом, каменном, большом,
Наемном здании чужом
Лежал он, просветлев лицом,
Еще сильней и непослушней.
Меж императорским дворцом
И императорской конюшней.

***

Вот еще один вишняковский романс. Тема опять очень глубокая и мне показавшаяся очень необычной. Я о таком взгляде на любовь до этого как-то не слыхал и не думал. В нем и глубокая правда и неожиданный философский аспект. Романс называется по первой строчке «Я люблю тебя и это страшно».

>Я люблю тебя и это страшно-Вишняков В

«Не любите, люди, это страшно – как же вы расстанетесь потом?» Как вам такой необычный взгляд на любовь?

***

Чтобы развеять некоторую печаль, навеянную предыдущим романсом, следующая вещь – это широко известная полушуточная гусарская песня «Пускай погибну безвозвратно», исполнявшаяся очень многими. Правда, её авторы неизвестны. В моей коллекции, кроме Ф-В есть еще 7 исполнителей. Но Ф-В исполняет её, по-моему, лучше других.

>Пускай погибну безвозвратно-Вишняков В

***

Поэта Георгия ИвАнова, (1894-1958) относящегося к Серебряному веку, считают одним из талантливейших поэтов русской эмиграции. Георгий ИвАнов печататься начал рано в суденческих журналах и был поддержан в этом своём начинании поэтом из императорского дома великим князем Константином Романовым (К.Р.)

Мимоходом пару слов о К.Р. Великий князь был писателем и поэтом, Принадлежа к царскому дому, будучи в течение 20 лет президентом Академии наук и главным начальником высших военно-учебных заведений, он своим призванием считал поэзию. Его стихотворения издавались многократно (Спб., 1886; Спб., 1889; Спб., 1900; Спб., 1911). Последнее издание – «Стихотворения 1879-1912». Т. 1-3. Спб., 1912-1915. Кроме оригинальных стихотворений, известны некоторые переводы К. Р., в частности перевод «Гамлета» Шекспира и драмы Гёте «Ифигения в Тавриде» (с исследованием и комментариями, Спб., 1912). Более 60-ти его стихотворений положено на музыку, некоторые неоднократно: «Озеро светлое, озеро чистое…» (12 композиторов), «Плыви, моя гондола…» (14 композиторов), «Повеяло черемухой, проснулся соловей…» (18 композиторов), «Задремали волны…» (18 композиторов, среди них – Ц.Кюи и С.Рахманинов). Большую известность приобрели романсы П. Чайковского (цикл из шести романсов, среди них выделяются «Растворил я окно…» и «Уж гасли в комнатах огни…», «Я Вам не нравлюсь»). На тексты К. Р. писали романсы и хоры А. Глазунов, Р. Глиэр, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, Э. Направник, С. Рахманинов, А. Рубинштейн, П. Чесноков и другие.

Но это мимоходом, вернемся к Георгию ИвАнову. Так вот у Георгия ИвАнова есть короткое красивое стихотворение без названия, написанное в 1949 году, навеянное разглядыванием старой фотографии, немного ностальгическое и, возможно, немного идеализирующее персонажей фотографии. Виктор В-Ф обратил внимание на это стихотворение, написал к нему музыку, по-моему замечательно соответствующую характеру поэзии, и исполнил в своём гитарном сопровождении. Это тоже его, как сейчас говорят «эксклюзив», никто кроме него этого не исполняет. Об остальном судите сами.

>Эмалевый крестик-Вишняков В

Эмалевый крестик в петлице
Тужурки простое сукно…
Какие печальные лица
И как это было давно.
Какие прекрасные лица
И как безнадежно бледны –
Наследник, императрица,
Четыре великих княжны…
1949
* * *

Следующим для прослушивания я включу исполнение Виктором В-Ф песни со стихами и музыкой Евгения Бачурина. Кто из Вас знаком с творчеством Евгения Бачурина?

Евгений Бачурин (1934) Родился в Ленинграде.
1959 Закончил Московский Полиграфический институт.
1960-1969 Работал в качестве художника-иллюстратора в периодической печати: журналах “Юность”, “Смена”, “Наука и жизнь”, газете “Неделя” и др., а также в книжных издательствах “Художественная литература”, “Детгиз”, “Мир”, “Прогресс”, “Молодая гвардия”.
1969 Становится членом Союза художников СССР.
Стихи, песни, короткие рассказы пишет с 1967 г. Стихи публиковались в периодической печати – журналах “Юность”, “Знамя”, “Сельская молодёжь”; в советских и зарубежных сборниках авторских песен; в “Литературной газете”, в газетах “Русская мысль” (Париж), “Новое русское слово” (Нью-Йорк), в журнале “Континент” (Париж) В 1980 году вышел первый диск фирмы “Мелодия” – “Шахматы на балконе”; в 1982 – “Дерева”; в 1986 – “Я предлагаю спеть о том”; в 1990 – “Я Ваша тень”; в 1991 – “Пьяный корабль”, в 1994 – CD “В ожидании вишен”, в 2000 – CD “Ястреб с высоты”, CD “Женщина и человек”, CD “Мешая истину и ложь”, в 2002 – CD “Годы застолья”, в 2004 – CD “Юбилейный”, mp3 диск, содержащий 153 трека.
Выпустил 3 книги стихов и песен. Работы находятся в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в музеях городов: Саратова, Владивостока, Петропавловска-Камчатского и др., а также в Музее современного искусства, собрании г-на Людвига (Кёльн, Германия), собрании г-на Клемке (США), галерее “Солидарность” (Польша), Национальной Галерее Балтимора (США), в музеях Финляндии, Швеции, Японии.

Максим Шостакович
Предисловие к сборнику стихов Бачурина “Я ваша тень”

Вот уже более двадцати лет я являюсь преданным поклонником творчества Евгения Бачурина. Его картины, песни, стихи представляют собой единый сплав музыки, поэзии и живописи, которые трудно представить себе оторванными друг от друга.
Если с картин Е. Бачурина на нас смотрят как бы души изображенных на них героев, то в его песнях мы слышим голоса этих душ…
В отличие от большинства гитарных бардов нашего времени, не придающих особенного значения качеству музыки в своих песнях и исполняющих их часто под один и тот же шаблонный квадрат, Евгений Бачурин – талантливый композитор, музыкант, стремящийся в каждой песне, романсе по-своему отразить внутреннее содержание заложенных в них чувств, настроений. И если в понятии “бард” всегда присутствует оттенок “простительного” непрофессионализма, то тонкому чувству мелодического построения, гармонического языка, богатству фантазии, таланту Е. Бачурина могли бы позавидовать многие признанные профессионалы.
Остается сожалеть, что к Артисту, которому так много дано от Бога, признание приходит с таким опозданием.

Никита Богословский.
Статья «Талант от Бога» 2001г

Однажды я получил довольно неожиданное письмо от народного артиста, известного композитора, профессора Московской Консерватории Анатолия Николаевича Александрова, музыканта безупречного вкуса и мастерства. В письме этом он просил прослушать на нашей комиссии какого-то художника, сочиняющего самодеятельные песни. Звали его Евгений Бачурин. Отказать мэтру было невозможно и пришлось назначать прослушивание.
Вошел молодой худощавый брюнет с гитарой. Наше бюро, состоящее из известных мастеров песенного жанра, уже приготовилось к очередной потере времени. Бачурин взял гитару и слегка хрипловатым, но приятным голосом запел (кажется, это была песня “Дерева”). Буквально через несколько тактов равнодушие и скука исчезли и мы внимательно, с интересом, дослушали песню до конца (а бывало, прерывали автора уже через несколько строчек). Очарование мелодии, оригинальность и красота гармоний, превосходные стихи нас просто покорили. И спето было очень хорошо, и сыграно на гитаре весьма профессионально.
Затем по нашей просьбе Евгений исполнил еще несколько своих песен. Мы были очарованы, а темпераментный Эдуард Колмановский предложил сразу же рекомендовать Бачурина в члены нашего Союза. Многие его поддержали.
– Дайте, пожалуйста, ноты, – попросили.
– А у меня нот нет.
– Тогда принесите завтра.
– А у меня вообще записанных песен нет.
Я не стану производить музыковедческий анализ произведений Бачурина, но замечу, что любая из его песен достойна профессионального анализа, поскольку они при легкости восприятия, конструктивно, мелодически и ритмо-гармонически весьма необычны, новаторски и заслуживают внимания музыковедов. К сожалению, в Союз композиторов Евгений Бачурин так и не был принят.
Тексты популярных в наше время песен, будучи оторваны от мелодии, оказываются, как правило, малограмотной чепухой, пошлятиной. Песенные же тексты Бачурина можно печатать без музыки как стихи. И они покажутся прекрасными, а уж с музыкой!..
Я присутствовал на нескольких авторских концертах Евгения. Народ у нас, скажем прямо, не особо сентиментальный. Но частенько после какой-либо песни я видел слезы на глазах у слушателей – то ли от созданного песней настроения, то ли это было слезами радости от настоящего высокого Искусства.
Мы слышим его фамилию реже, чем смертельно надоевших, бездарных эстрадных и телевизионных “звезд”. Это потому, что одно из характерных черт его является скромность, а покупать себе славу он считает для себя постыдным. У него своя, преданная ему аудитория разного возраста. И песни, которые он пишет сейчас, не потеряли своего обаяния, только стали чуть-чуть сложнее, ближе к жанру баллады, а мастерства еще прибавилось. Он в полной творческой форме. И признаться честно, слушая какую-нибудь его песню, иногда завидуешь:
– Ах, черт, почему же не я ее написал!

>Если б дали мне власть-Вишняков В

* * *

Вот замечательный романс, у которого нет других исполнителей, кроме Виктора Ф-В. Замечательная поэзия, но маловероятно, что он автор поэзии. Трудно представить, где он эти стихи нашел и какая, видимо, гигантская работа для этого потребовалась. Я потратил много времени на поиски этих стихов, но безуспешно. Я пробовал и русские поисковые системы, но ничего не нашел. Кстати русские системы утверждают, что самый эффективный русскоязычный поиск это Гугл. Но у меня не было доступа к каким нибудь древним архивам петербургских библиотек. А музыка, скорее всего его, музыка очень оригинальная и по-моему вишняковская. Но достоверно не знаю.

>О, лишь бы не терять тебя-Вишняков В

* * *

Следующий романс вполне известен, слова Роберта Рождественского, музыка Александра Малинина. Сам же Малинин её и поёт. Но у нас сегодня Ф-В и я включил сегодня эту вещь для прослушивания в его интерпретации и исполнении, мне представляется, что они лучше малининского.

>Кладбище Сен Женевьев-Вишняков В

* * *

Вот еще один известный романс, который есть в репертуаре разных исполнителей, в моей коллекции есть несколько исполнителей, правда авторы романса неизвестны. У этого романса есть 3 варианта музыки, с музыкой той, что Ф-В, есть три исполнителя. Я включил его сегодня опять же ради иллюстрации исполнительского творчества Ф-В.

>Все забуду, всех покину-Вишняков В

* * *

А вот очень известный, очень короткий, очень красивый, очень глубокий по философскому и жизненному содержанию романс на слова М. Лермонтова с музыкой А.Спиро «Портрет».  Это тоже для характеристики исполнительского творчества Виктора Ф-В.

>Портрет-Вишняков В
* * *

Вот еще романс с красивой мелодией и милой темой, который Вы вряд ли слышали, я его никогда раньше (до знакомства с репертуаром Ф-В) не слышал, и опять же самые изощренные поиски на интернете ни к чему, абсолютно ни к чему не привели, хотя у меня большой опыт поиска даже самых редких вещей. Дело в том, что кроме замечательной поисковой способности Гугла, пока никем не превзойдённой, определённый опыт нужен в правильном выборе поисковых слов и фраз. Романс с неизвестным автором слов и автором музыки может оказаться под полным авторством Ф-В и тогда Ф-В просто великолепный поэт и превосходнейший композитор. Возможно Ф-В нашел этот романс где-то, где никто другой не смог его найти, и тогда это тоже громадная заслуга Ф-В. Романс называется «Ты говоришь». Послушайте его.

>Ты говоришь-Вишняков В

* * *

Последний из романсов, который я хочу представить Вам для прослушивания принадлежит полностью Евгению Бачурину. Это один из самых знаменитых романсов Бачурина и его никто не поёт кроме самого Бачурина и Виктора Ф-В. И хотя Бачурин и сам неплохой исполнитель, Ф-В исполняет его лучше. И аккомпанирует лучше. Романс называется «Если падают листья».

>Если падают листья-Вишняков В

* * * * * *

Послесловие: Уже намного позже, после концерт-беседы о Викторе Федорове-Вишнякове на интернете появилась следующая краткая информация:
Фёдоров-Вишняков Виктор Сергеевич.
Родился в 1942 году. Заслуженный артист РФ (1999)
Окончил студию ТЮЗа (курс Леонида Фёдоровича Макарьева).
Играл в Ленинградском ТЮЗе. Участник песенного дуэта с Александром Хочинским. Раньше выстyпал только как исполнитель, потом стал писать стихи и мyзыкy. Актер Санкт-Петербургского государственного драматического театра “На Неве”.
И фотография:

 

Сентябрь 2010