Фет

А.Фет и Музыка

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) по праву считается одним из замечательнейших и тонко чувствующих лириков в русской поэзии.

Цитата: “Лирика этого интереснейшего русского поэта вечна благодаря отражению в ней чувств и переживаний, которые испытывает человек, не лишенный чувства прекрасного. Стихотворения Афанасия Фета трогают самые сокровенные струны души, передают нам ощущение удивительной гармонии окружающего мира”

Немного о жизненном и творческом пути Афанасия Фета. Одна из его биографий начинается словами «И личность, и судьба, и творческая биография Фета необычны и полны загадок. Жизнь поэта полна драматизма и противоречий.»
Я думаю, что это заметный перегиб, но в жизни поэта были непростые элементы. Начать с того, что его мама, родившаяся и выросшая в Германии, будучи женой немецкого чиновника Фета, оставила мужа и дочь и сбежала от мужа с русским дворянином на 20 лет старше её, отставным ротмистром и орловским помещиком Афанасием Шеншиным, который был на лечении в Германии. Причем сбежала за два месяца до рождения второго ребенка, коим и был Афанасий Фет.

Будущий поэт родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда 5 декабря 1920 года и его нарекли Афанасием Афанасьевичем Шеншиным. Однако, когда младшему Афанасию было уже 14 лет, духовные власти Орла обнаружили, что он родился до венчания родителей. Афанасий младший был лишен права носить фамилию отца, дворянского звания, русского подданства и наследственных прав, и ему была присвоена фамилия матери. Так 14-летний дворянин Афанасий Шеншин стал разночинцем и иностранцем Афанасием Фетом, был он этим очень огорчен, поставил себе целью вернуть дворянское звание и добивался этой цели с большим упорством в течение значительной части своей жизни. Забегая вперед, скажу, что дворянское звание и фамилию Шеншин он вернул себе «по высочайшему повелению» в возрасте 53-х лет. Однако литературный псевдоним Афанасий Фет [далее в тексте АФ] он сохранил во всём своём творчестве.
Поэзией АФ начал увлекаться еще в юношестве. С 1838 по 1844 год Фет учился на словесном отделении философского факультета Московского университета. Там он изучал историю мировой культуры и продолжал писать стихи. Студентом АФ был шесть лет вместо четырех, позже он сам писал: «вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи». В этот период АФ познакомился и близко подружился с другими двумя значительными поэтами Аполлоном Григорьевым и Яковом Полонским. В 1840 году выщел первый сборник его стихотворений “Лирический пантеон”, а с 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. В 1842–1843 журнале «Московитянин» и в «Отечественных записках» появилось восемьдесят пять его стихотворений, многие из которых вошли в хрестоматийный канон поэзии Фета. Уже в 1843 В.Белинский написал, что «из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», стихи которого он ставил наравне с лермонтовскими.

В 1845 году подающий надежды поэт поступает на службу в армию в надежде дослужиться до oфицерского чина, дающего право на потомственное дворянство. Будучи в армии, Фет налаживает связи с петербургскими литераторами.

В годы военной службы АФ пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и АФ по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела в пожаре. Были предположения о самоубийстве. Памяти о ней посвящены многие шедевры любовной лирики АФ.

Цитата:
«До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.»

В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений поэта. В 1856 году в Петербурге публикуется третий сборник обративший на себя внимание знатоков и любителей поэзии.

В 1856 году А. Фет оставил военную службу. Дворянских прав он так и выслужил – в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб-ротмистром (соответствует майору). Выйдя в отставку, АФ покупает хутор Степановку на орловщине в родном Мценском уезде, в местах, где находились родовые поместья Шеншиных. Хозяином Фет оказался отличным, среди соседей-помещиков стал уважаемым лицом и даже мировым судьёй. По словам Тургенева он «сделался агрономом-хозяином до отчаянности». Вскоре Фет женился на М.П.Боткиной. В деревне Степановке Фет прожил семнадцать лет, периодически наезжая в Москву. В 1873 г. ему удается добиться возврата фамилии Шеншин, потомственного дворянства и наследственных прав, что было для него гигантской радостью. В литературу же он возвращается лишь в 1880-х годах, разбогатев и купив особняк в Москве.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого. В этот период А. Фет издал собрание своих сочинений под названием « Вечерние огни» – было издано четыре выпуска.

В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета, а в 1892 году поэт скончался, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен он в селе Клейменово – родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

Цитата:
“Без Афанасия Фета трудно себе представить жизнь литературной Москвы прошлого века. В его доме на Плющихе бывали многие знаменитые люди. Долгие годы он дружил с А. Григорьевым, И. Тургеневым. На музыкальных вечерах у Фета перебывала вся литературная и музыкальная Москва. … Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы.”

Добавлю, что Фет и Чайковский были лично знакомы. В 1891 году, после их встречи, Фет подарил Чайковскому посвященное ему стихотворение, автограф которого так и хранится в архиве композитора. В личной библиотке Чайковского представлены несколько томов с сочинениями Фета разных лет. Поэзия Фета была для Чайковского как бы поэтическим эталоном. Он писал: “…Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и делает смелый шаг в нашу область, (то есть музыку). Поэтому часто Фет напоминает нам Бетховена… Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант ….”

И еще цитата:
“Поэзия Афанасия Афанасиевича Фета – необыкновенно выразительная, образная и мелодичная – это поэзия природы и любви, тонких и благородных чувств. Она пленяет свежестью и непосредственностью, чувственным, эмоциональным восприятием мира. Смутные ощущения, тающие эмоции, зародыши и отблески чувств, трудноуловимые впечатления звуков, запахов, неясных очертаний, акварельность красок – создают удивительно гармоничную картину, помогают выразить всю полноту радости бытия”

Для развлечения приведу вам ещё цитату о А.Фете из советского времени. Вы сразу почувствуете до боли знакомый, я не шучу, «до боли знакомый» советский стиль:
«Творчество Фета связано с усадебно-дворянским миром, ему присуща узость кругозора, равнодушие к общественному злу его времени… Жизнеутверждающая лирика Фета пленяет своей искренностью, свежестью, решительно отличаясь от искусственной, упадочной лирики импрессионистов и символистов.»

Приближаясь к музыкальной части концерт-беседы отмечу, что поэзия Фета привлекла внимание композиторов уже в самом начале 1840-х годов. Наибольшую известность получил романс Варламова “На заре ты ее не буди”, ставший, по свидетельству Аполлона Григорьева, “песней почти народною”. В это же время Варламов создал романс по стихотворению «Давно ль под волшебные звуки». В 1847 году вышло нотное издание романса Гурилева “Я говорил при расставаньи”. Обращение ведущих романсных композиторов того времени к стихам раннего Фета не было случайностью. Таковой была закономерность взаимопроникновения поэзии и музыки.

В 1850-е годы на стихи Фета появились романсы еще семи разных композиторов. В 1860-е годы – еще трех. В 1870-е – романсы на стихи Фета написали Чайковский, Римский-Корсаков, Донауров. Заметную роль в романсной судьбе поэзии Фета сыграла Полина Виардо (1821-1910). Она никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника. В 1864 году в Лейпциге вышел ее первый альбом романсов, в который вошли двенадцать стихотворений. Из них семь Пушкина и пять Фета. Фетовские романсы, наряду с пушкинскими, были коронными номерами во всех ее выступлениях. Сам Фет, по всей вероятности, никогда не слышал своих романсов в исполнении Полины Виардо, но хорошо знал о них. В 1862 году литератор В.П. Боткин писал ему: “Чтобы чем-нибудь порадовать тебя, скажу, что M-me Виардо положила на музыку два твоих стихотворения “Шепот, робкое дыханье” – “Тихая, звездная ночь”. Музыка прелестна и, по моему мнению, совершенно переносит в ту сферу чувства, в какой написались эти стихотворения. В этом случае музыка есть великий помощник поэзии, простым чтением не передашь и десятой доли того, что содержится в ином стихотворении… Она хочет также положить на музыку “Я пришел к тебе с приветом”. Уверяю вас, что слышать эти стихотворения в пении M-me Виардо есть наслаждение особого, высшего рода”.

Русские композиторы Х1Х и ХХ веков создали более двухсот романсов на стихи Фета, многие из которых стали вокальной классикой. Вы услышите сегодня, что новые романсы на стихи АФ создаются и в наши дни.

Начнем мы сегодня с нежнейшей любовной лирики, с обращения поэта к образу любимой, находящемуся в его воображении всё время где-то рядом. Короткое стихотворение, всего две поэтических строфы, превратил в милый романс Пётр Ильич Чайковский. Романс называется «Мой гений, мой ангел».

А петь для вас будет Сергей Лейферкус (1946), несомненно один из лучших в мире баритонов нашего времени, на протяжении почти 20 лет – ведущий баритон Мариинского театра, с 1988 года ведущий солист Лондонской королевской оперы и с 1992 года – Нью-Йоркской «Метрополитен-Опера». Вы услышите какой у него сочный и красивый голос и какой высокий уровень профессионального мастерства.
С.Лейферкус того же масштаба и калибра, что и Хворостовский, но на 16 лет старше и расцвет его творчества пришелся на время, когда еще очень непросто было выступать за рубежом. В к-б о романсах Рахманинова он пел для вас романс на слова Надсона, в к-б о романсах Чайковского он пел романс на слова Лермонтова.

Мой гений, мой ангел
Не здесь ли ты легкою тенью,
Мой гений, мой ангел, мой друг,
Беседуешь тихо со мною
И тихо летаешь вокруг?
И робким даришь вдохновеньем,
И сладкий врачуешь недуг,
И тихим даришь сновиденьем,
Мой гений, мой ангел, мой друг…

01 Мой гений, мой ангел-Лейферкус С
***

А сейчас вы услышите, пожалуй самый знаменитый из романсов на слова АФ «На заре ты её не буди». Музыка, как вы возможно помните, Александра Варламова (1801-1848), талантливого композитора, известного автора около 200 романсов и песен. Варламов писал также успешную музыку к спектаклям и балетам. Он получил специальное звание “композитора музыки при оркестре Императорских московских театров”.

Вы услышите этот знаменитый романс в, возможно, несколько непривычном для вас исполнении. Исполнитель – Борис Ветров. Кто таков Борис Ветров? Он человек творческий, свои творения он называет стихомузыкой. Используя идею взаимного обогащения поэзии и музыки, он читает, отлично декламирует, поэзию на фоне подобранной им музыки, соответствующей настроению поэзии. У него есть несметное количество записанных в сопровождении музыки поэтических произведений. Если вы хотите послушать поэзию любимого поэта, не сомневаюсь, вы найдёте это в стихомузыке Бориса Ветрова и получите массу удовольствия.

Цитата-комментарий с сайта БВ: «Борис Ветров обладает совершенно фантастическим вкусом. Как в выборе стихов, музыки так и интонации. Уважаемый Борис! Совершенно случайно познакомилась с Вашим творчеством. Я ПРОСТО ПОТРЯСЕНА! Скачала всё,что нашла в Вашем исполнении. Низкий Вам поклон! Стихи и романсы в Вашем исполнении великолепны!»

Вы услышали «стихи и романсы». Да, иногда, довольно редко, БВ исполняет и романсы. Аккомпанируя себе на гитаре. Вот исполнение романса «На заре ты её не буди».

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Всё бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!
1842

02 На заре ты её не буди-Ветров Б
***

Как и у многих поэтов, у АФ есть чудесные образцы пейзажной лирики, связанной с родной природой. Стихов об осени написано несметное количество из-за её особой красоты. К стихотворению АФ «Осень» музыку написал Антон Аренский, композитор классического направления (1861-1906). К тому же пианист, дирижер и профессор Московской Консерватории. Среди его учеников Рахманинов, Глиэр и др. АА написал пять романсов на стихи Фета.

Цитата:
«Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры, лучшие из них принадлежат к области камерной вокальной и инструментальной музыки (романсы, фортепианные миниатюры, и т. п.)».

А кто же будет петь? Возможно многие из вас незнакомы с певцом предыдущих поколений Владимиром Розингом, а познакомиться с ним наверняка стоит.

Цитата:
«Владимир Сергеевич Розинг (1890-1963) – величайший артист, покоривший гениальностью своего таланта Запад, но по воле судьбы оставшийся практически неизвестным своим современникам в России. О величии музыкального гения Вала Розинга (он был известен в Америке под этим именем) говорит тот факт, что Бернард Шоу считал его лучшим певцом 20 века наряду с Ф. И. Шаляпиным. Помимо певческого творчества, В. С. Розинг проявлял себя, как талантлиый режиссер, продюссер и общественный деятель… В лице В. С. Розинга Россия потеряла не только великого певца, но и одарённого учителя и даже философа! Закончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, но всю свою жизнь посвятил музыке и пению.»

Оперный дебют певца состоялся в 1912 г. на сцене Петербургского театра Музыкальной драмы, где исполнил партию Ленского. Дальнейшая музыкальная карьера певца протекала за границей. Он стал любимцем лондонской публики … поставил “Пиковую Даму”, в которой исполнил партию Германа.
Розинг с невероятным успехом выступал на многих мировых сценах. В 1920-е годы Розинг возглавлял Истменскую высшую музыкальную школу в Рочестере (США). Затем, был директором “Международной Американской Оперной Компании”. В последний период жизни – главным режиссером Нью-Йоркской городской оперы.

Осень
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
1883

03 Осень-Розинг В
***

Следующий романс на слова АФ широко известен. Его иногда называют по первым двум словам «Сияла ночь», чаще по рефрену «Тебя любить, обнять и плакать над тобой». На мой взгляд, ни в поэзии, ни в теме стихотворения нет ничего особо примечательного. И, осмелюсь сказать, даже есть заметные неуклюжести. И если бы не удивительно чудесная музыка безвестного для нас Н.Ширяева, стихотворение, возможно и не было бы замечено. С музыкой же Ширяева романс стал одним из самых популярных. Стихотворение навеяно пением Т.А.Кузминской (1846-1925), младшей сестры жены Л.Н.Толстого. Достоверно известно, что Л.Толстой писал Наташу Ростову с Татьяны Кузьминской. Афанасий Фет и Лев Толстой были знакомы без малого сорок лет, и более двадцати лет продолжалась между ними переписка. 139 писем Фета к Толстому и 171 письмо Толстого к Фету находятся в Государственном музее Толстого.

Исполнителем для вас я выбрал великолепнейшего Артура Эйзена (1927-2008). Приведу лишь одну цитату:
«Артур Эйзен выступал в самых известных залах мира в сопровождении лучших оркестров и ансамблей. В парижской “Гранд-опера” маэстро Артур Эйзен из Москвы трижды пел на бис знаменитую “Дубинушку”. В зале творилось что-то неслыханное. Японская пресса назвала А.Эйзена “басом итальянского типа, с отличной постановкой голоса”. Английские критики отмечали, что “в нижних регистрах его голос может быть столь же богатым, как звучание органа. Его нюансировки заставляют вспоминать о магии струнного инструмента”.

Тебя любить, обнять и плакать над тобой
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
1877

04 Тебя любить, обнять-Эйзен А
***

Музыку следующего романса «Тихо вечер догорает» написал Николай Римский-Корсаков. Это колыбельная, которых так много в мировой вокальной классике. Короткая, задушевная и красивая колыбельная, как и подобает быть колыбельной.

Исполнит её замечательный и очень заслуженный болгарский бас Борис Христов (1914-1993). Он не приезжал в СССР на гастроли и был практически неизвестен советскому слушателю (в отличие от своего болгарского коллеги Николая Гяурова), поскольку он терпеть не мог Советский Союз за превращение его страны в т. наз. Болгарскую Народную республику. Однако в свой концертный репертуар Христов включал очень много русских романсов. В моём собрании русских романсов есть 127 записей Бориса Христова. Вы услышите его чудесный голос и мастерское исполнение.

Тихо вечер догорает,
Горы золотя;
Знойный воздух холодает, –
Спи, мое дитя!
Соловьи давно запели,
Сумрак возвестя;
Струны робко зазвенели, –
Спи, мое дитя!
Смотрят ангельские очи,
Трепетно светя;
Так легко дыханье ночи, –
Спи, мое дитя!

05 Тихо вечер догорает-Христов Б
***

Следующий романс «В молчаньи ночи тайной» с музыкой Сергея Рахманинова вы совсем недавно слышали в исполнении Муслима Магомаева в концерт-беседе о романсах Рахманинова. Но я не смог удержаться и не включить этот романс сегодня в исполнении неповторимого и ни на кого не похожего замечательного баритона Павла Герасимовича Лисициана (1911-2004). Для меня слушать Лисициана, его уникальный тембр, всегда большое удовольствие. Надеюсь, что и Вам исполнение понравится. Что касается фетовского стихотворения, то это любовная лирика в своей наивысшей, которую только можно себе представить, форме.

В молчаньи ночи тайной
О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,
Коварный лепет твой, улыбку, взор, взор случайный,
Перстам послушную волос, волос твоих густую прядь,
Из мыслей изгонять, и снова призывать;
Шептать и поправлять былые выраженья
Речей моих с тобой, исполненных смущенья,
И в опьяненьи, наперекор уму,
Заветным именем будить ночную тьму,
Заветным именем будить ночную тьму.
О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,
Заветным именем будить ночную тьму.

06 В молчаньи ночи тайной-Лисициан П
***

Существует цыганский романс на слова А.Фета, как ни странным это может показаться. Действительно стихотворение АФ связано с цыганской темой, вы это услышите. А кто написал симпатичную музыку – неизвестно, возможно цыгане, да и мелодия имеет, как мне кажется, цыганский оттенок. Этот романс исполняли многие цыганские певцы, такие как Сличенко, Эрденко и другие. Романс называется «Снова слышу голос твой». Тоже, любовная лирика, тема неудавшейся ушедшей любви. Запись, которую вы услышите, взята из кинофильма «Главный калибр», исполняет романс Алексей Николаевич Покровский (1924-2009), Народный артист России, многолетний актер МХАТа и эстрадный исполнитель песен и романсов.

Снова слышу голос твой,
Слышу и бледнею;
Расставался как с душой
С красотой твоею!
Если б муку эту знал,
Чуял спозаранку, –
Не любил бы, не ласкал
Смуглую цыганку.
Не лелеял бы потом
Этой думы томной
В чистом поле под шатром
Днем и ночью темной!
Что ж напрасно горячить
Кровь в усталых жилах?
Не сумела ты любить,
Я – забыть не в силах.

07 Снова слышу голос твой-Покровский А
***

У АФ есть милое стихотворение пейзажной и слегка психологической лирики «В дымке-невидимке». Музыку к нему написал наш современник композитор Борис Зайцев, известный как автор многих песен и романсов на стихи русских поэтов. Им созданы вокальные циклы на стихи Пушкина, Дельвига, Давыдова, Фета, Бунина и других. Биографических данных о Борисе Зайцеве найти не удалось.

Однако удалось найти цитату:
«Уже в течение нескольких лет в концертах Национального академического оркестра народных инструментов России им Н.П. Осипова исполняются песни и романсы Б. Зайцева, … которые неизменно вызывают живой интерес и благодарность у слушателей. Песни и романсы Б.Зайцева написаны в лучших традициях русских песен и романсов и исполняются известными певцами России и зарубежных стран.»

Исполнит романс Борис Рубашкин, о котором, возможно, не все слышали.
Борис Семёнович Рубашкин (настоящая фамилия Чернорубашкин) родился в 1932 году в Софии в семье русского эмигранта. Начинал творческую деятельность как танцор, с пятнадцати лет солировал в фольклорном ансамбле. С 1958-го по 1961 год танцевал в нескольких театрах Чехословакии. Параллельно окончил Пражский экономический институт. В 1962 году эмигрировал в Австрию. В Вене танцевал в балетных ансамблях, пел в русском ресторане «Жар-птица» и учился оперному пению, в том числе у знаменитого итальянского тенора Марио Дель Монако.
В 1965 году записал первую пластинку с русскими песнями. С 1967 по 1977 год был первым баритоном зальцбургской оперы, затем выступал как концертный певец. Гастролировал в Америке, Австралии и почти во всех странах Европы.

В 1989 году Борис Рубашкин стал первым из «запрещенных» певцов, который приехал с концертами в Москву. Снялся в двух российских кинофильмах: «Дикое поле» и «Вверх тормашками». Любопытная деталь из Википедии – Свободной Энциклопедии: В 2010 году в интернете было заявлено, что Борис Рубашкин скончался. При этом точная дата и место смерти не были названы. В 2011 году этот слух был опровергнут самим Борисом Рубашкиным. Волгоградскому корреспонденту удалось войти с ним в контакт, и Рубашкин заявил: «Со мной всё в порядке, Попрежнему живу в Австрии, в Зальцбурге. В России лежит 280 заявок на мои концерты. Мои русские коллеги-завистники не могут перенести тот факт, что сыну белогвардейца удалось своим искусством сделать мировую карьеру. Запустили по Интернету сообщение, что я умер. Свинство бесподобное! »

В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.
Так и льнет, целуя
Тайно и нескромно.
И тебе не грустно?
И тебе не томно?
Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
Уронила косы
Голова невольно.
И тебе не томно?
И тебе не больно?
1873

08 В дымке невидимке-Рубашкин Б
***

А вот лёгкое игривое стихотворение с легкой игривой музыкой Петра Булахова (1822-1885) «Знаю я, что ты, малютка». Петр Булахов написал музыку около 100 романсов, из них многие широко известны (Гори, гори, моя звезда, Выхожу один я на дорогу, Не пробуждай воспоминаний и др.) У Петра Булахова была очень трудная жизнь . Был очень беден и болен, прикован к инвалидной коляске, еще и пострадал от пожара. Его приютил в своей московской усадьбе граф Шереметьев.

Исполнит романс Галина Улетова, которую я на своём сайте несколько лет назад назвал лучшей, наиболее выразительной, современной женской исполнительницей городского романса. Многосторонне талантливая женшина. Певица, поэт, художник, режиссер, Засл. артистка России, лауреат московского проекта «Персона России» 2009 года. Осенью 2003 года Галина Улетова открыла в Государственном музее Л.Н. Толстого музыкально-поэтический салон, где проходят не только ее выступления, но и принимают участие многие лучшие исполнители городского романса.

Знаю я, что ты, малютка,
Лунной ночью не робка:
Я на снеге вижу утром
Легкий оттиск башмачка.
Правда, ночь при свете лунном
Холодна, тиха, ясна;
Правда, ты недаром, друг мой,
Покидаешь ложе сна:
Бриллианты в свете лунном,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах.
Но боюсь я, друг мой милый,
Как бы в вихре дух ночной
Не завеял бы тропинку,
Проложенную тобой.

09 Знаю я, что ты, малютка-Улетова Г
***
Слова следующего романса «Я говорил при расставанье» являются характерной иллюстрацией фетовского лиризма, а музыка принадлежит Александру Львовичу Гурилёву (1803-1858), автору многих популярных романсов и песен, бывшему крепостному, только в 28 лет получившему вольную. Ему принадлежит музыка романсов “Однозвучно гремит колокольчик” , “На заре туманной юности”, «Вам не понять моей печали» и др.

Тот, кто давно не слышал С.Я.Лемешева, вспомнит сейчас его чудесный голос и вокальное мастерство.

Я говорил при расставанье:
«В далеком и чужом краю
Я сохраню в воспоминанье
Святую молодость твою».
Я отгадал душой небрежной
Мою судьбу, – и предо мной
Твой образ милый, образ нежный,
С своей младенческой красой.
И не забыть мне лип старинных
В саду приветливом твоем,
Твоих ресниц и взоров длинных,
И глаз, играющих огнем.

10 Я говорил при расставаньи-Лемешев С
***

Романс «Я тебе ничего не скажу» достаточно хорошо известен всем. И, возможно вы помните, что есть два интересных варианта музыки. Один вариант принадлежит Петру Ильичу Чайковскому, другой Татьяне Константиновне Толстой. Послушаем сначала вариант Чайковского в исполнении всем нам известного с детских лет Георгия Виноградова (1908-1980). Огромную популярность в своё время получила пластинка Виноградова с записью двух танго Е.Розенфельда: «Счастье мое» и «Люблю (Вдыхая розы аромат)». На первом экземпляре нот «Школьного вальса» надпись: «Первому исполнителю Г. П. Виноградову. Спасибо! И. Дунаевский». Виноградов спел и записал много романсов, у меня есть 81 его запись. Последнюю, 81-ю, мне прислали всего два дня назад, запись 1944 года романса «Жалобно стонет ветер осенний». О существовании этой записи я знал, но москвич, мой замечательный романсовый друг-помощник Сергей Иванков разыскал её и мне прислал.

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветёт.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
1885

11 Я тебе ничего не скажу (П.Чайковский)-Виноградов Г
***

А теперь вариант Татьяны Толстой. Графиня Татьяна Константиновна Толстая (1860-1918), по первому мужу Котляревская, русский композитор и поэтесса, автор и исполнительница множества популярных романсов. Ей, например, принадлежат и слова и музыка популярного романса «О, позабудь былые увлеченья». В годы первой Мировой войны Татьяна Толстая была на фронте в качестве медсестры, где пересекалась с Александром Вертинским, около 1918 года была расстреляна большевиками.

Вариант графини Т.Толстой вы услышите в исполнении Бориса Гмыри (1903-1969). Его, пожалуй, представлять не надо. Приведу только, на мой взгляд, удивительно точно характеризующую его цитату:
«Гмыря был одним из ведущих мастеров советского вокального искусства. Обладал красивым голосом тёплого, бархатного тембра, широкого диапазона, тонким художественным вкусом. Его исполнению было присуще полное слияние драматического и музыкального начал.»

12 Я тебе ничего не скажу (Толстая Т)-Гмыря Б
***

И еще мне захотелось продемонстрировать вам сегодня насколько разными, и при этом талантливыми, могут быть интерпретации разных вокалистов. Послушайте тот же вариант Т.Толстой в исполнении очень талантливого актера цыганского театра Ромэн (скоропостижно скончавшегося несколько лет назад) Анатолия Титова.
Короткая цитата:
«Анатолий Титов из рода именитых цыган, видимо, в этом кроется побудительный мотив вернуть в концертные залы забытый старинный романс, петый давным-давно его дедами и прадедами; он создал при Доме актера клуб “Хризантемы”».

13 Я тебе ничего не скажу (Толстая Т)-Титов А

В конце добавлю, что есть еще вариант этого же романса с музыкой С.Рахманинова, но он мелодически менее нтересен и потому менее известен.
***

На очереди красивый романс с музыкой А.Варламова «Не отходи от меня». Исполнит его хороший современный бас, солист Большого театра, Народный артист России, профессор МК Пётр Глубокий (1947). В 1973 году П.Глубокий – лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И.Глинки и обладатель специальной диплома за лучшее исполнение романсов М.И.Глинки. В 1974 году – Гран При на Международном конкурсе вокалистов в Тулузе.

Не отходи от меня,
Друг мой, останься со мной!
Не отходи от меня:
Мне так отрадно с тобой…
Ближе друг к другу, чем мы, —
Ближе нельзя нам и быть;
Чище, живее, сильней
Мы не умеем любить.
Если же ты — предо мной,
Грустно головку склоня, —
Мне так отрадно с тобой:
Не отходи от меня!
1842

Есть и романс П.Чайковского на эти же слова, но он мне показался не столь интересным.

14 Не отходи от меня-Глубокий П
***

А теперь классический романс «Пойми хоть раз» – плод творческого содружества Фета и Чайковского. Любовь, любовь, любовь – неисчерпаемая тема. Ещё одно поэтическое признание в любви, ещё одно обращение к любимой.

Петь будет Евгений Нестеренко (1938) – Народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда , Член Президиума Правления Советского Фонда Культуры, Почётный член Президиума Академии Творчества, лауреат многих международных конкурсов, кавалер многочисленных отечественных и иностранных наград, записал около 70 пластинок и дисков на отечественных и зарубежных фирмах, опубликовал свыше 200 печатных трудов.

Пойми хоть раз тоскливое признанье,
Хоть раз услышь души молящей стон!
Я пред тобой, прекрасное созданье,
Безвестных сил дыханьем окрылен.
Я образ твой ловлю перед разлукой,
Я, полон им, и млею, и дрожу,
И, без тебя томясь предсмертной мукой,
Своей тоской, как счастьем, дорожу.
Ее пою, во прах упасть готовый.
Ты предо мной стоишь как божество —
И я блажен; я в каждой муке новой
Твоей красы провижу торжество.
1857

15 Пойми хоть раз-Нестеренко Е
***

Я выше отметил, что создание романсов на стихи АФ продолжается и в наши дни. Один романс с музыкой современного композитора Бориса Зайцева вы уже слышали. Далее услышите ещё.

Талантливый автор-исполнитель Сергей Морозов создал цикл из 12-ти романсов на стихи АФ в собственном исполнении и выпустил в 2010 году компакт диск с названием «Не ответила» по названию одного из своих романсов.

Вы услышите его романс «Прекрасные очи». Трогательные стихи, трогательный и немного печальный романс, довольно трогательное исполнение.

Прекрасные очи
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри, из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят прекрасные очи,
Да только не греют меня.
1854

16 Прекрасные очи-Морозов С
***

У АФ есть очень философски и психологически насыщенное и, я бы сказал, интеллектуально мощное стихотворение «Напрасно». В нем сразу несколько важных тем, комментировать его нелегко, и я не буду пытаться. По анализу содержания этого стихотворения можно бы написать солидный и интересный трактат.

Музыку к нему написал и исполнил хорошо нам известный композитор и исполнитель Сергей Никитин (1944). В Википедии Сергей Никитин назван одним из ярчайших представителей «композиторского» направления в современной авторской песне.
Напомню, что к 50-летию Сергея Никитина Булат Окуджава написал следующее стихотворение:

Знаком он по песенке старой,
и все-таки он не артист.
Он всем нам привычен с гитарой,
и все же он не гитарист.
Немало нам песен пропевший,
споющий еще не одну,
он физик, к стиху прикипевший,
ученый, влюбленный в струну.
Как впору ему этот свитер!
Как точен аккомпанемент!..
Он прежде всего – композитор,
но главное – интеллигент.
1994
 
Напрасно!
Куда ни взгляну я, встречаю везде неудачу,
И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
Напрасно.
Разлука!
Душа человека какие выносит мученья!
А часто на них намекнуть лишь достаточно звука.
Стою как безумный, еще не постиг выраженья:
Разлука.
Свиданье!
Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится.
Она-то продлит и она-то усилит страданье,
И в жизни туманной всё будет обманчиво сниться
Свиданье.
Не нами
Бессилье изведано слов к выраженью желаний.
Безмолвные муки сказалися людям веками,
Но очередь наша, и кончится ряд испытаний
Не нами.
Но больно,
Что жребии жизни святым побужденьям враждебны;
В груди человека до них бы добраться довольно…
Нет! вырвать и бросить; те язвы, быть может, целебны,
Но больно.
1852

17 Напрасно-Никитин С
***

Есть у Афанасия Афанасьевича довольно пессимистическое стихотворение без названия, начинающееся строчкой «О, нет, не стану звать утраченную радость»,
написанное в 1857 году, т.е. когда ему было 37 лет. И хотя мы, в наше время, считаем этот возраст в 37 лет вполне молодым, в середине 19-го века воззрения и ощущения были несколько иными. Да и средняя продолжительность жизни была совсем иной. Возможно также, что поэт писал от имени вымышленного героя пожилого возраста. Но звучит стихотворение как очень личное. В этом стихотворении, видимо под влиянием настроения, поэт как бы уже готовится уйти в иной мир. Во второй строфе он пишет:
«Без ропота иду навстречу вечной власти, /Молитву затвердя горячую одну: /Пусть тот осенний ветр мои погасит страсти, /Что каждый день с чела роняет седину.»

Музыку к этому стихотворения написала Северо Осетинская эстрадная певица, дипломант конкурса исполнителей эстрадной песни Тамара Гокинати. И исполняла её в 1994 году на международном песенном конкурсе «Голос Азии». Эту запись вы и услышите. Любопытный вариант сочетания поэзии Фета с восточной музыкой. Назвала Тамара Гокинати это музыкально поэтическое произведение «Лоно вечности», взяв название из текста стихотворения.

Лоно Вечности
О нет, не стану звать утраченную радость,
Напрасно горячить скудеющую кровь;
Не стану кликать вновь забывчивую младость
И спутницу ее безумную любовь.
Без ропота иду навстречу вечной власти,
Молитву затвердя горячую одну:
Пусть тот осенний ветр мои погасит страсти,
Что каждый день с чела роняет седину.
Пускай с души больной, борьбою утомленной,
Без грохота спадет тоскливой жизни цепь,
И пусть очнусь вдали, где к речке безыменной
От голубых холмов бежит немая степь,
Где с дикой яблонью убором спорит слива,
Где тучка чуть ползет, воздушна и светла,
Где дремлет над водой поникнувшая ива
И вечером, жужжа, к улью летит пчела.
Быть может – вечно вдаль с надеждой смотрят очи! –
Там ждет меня друзей лелеющий союз,
С сердцами чистыми, как месяц полуночи,
С душою чуткою, как песни вещих муз.
Там наконец я всё, чего душа алкала,
Ждала, надеялась, на склоне лет найду
И с лона тихого земного идеала
На лоно вечности с улыбкой перейду.
1857

18 Лоно вечности-Гокинати Т
***

Вы уже слушали сегодня Бориса Ветрова в эстрадном исполнении романса «На заре ты её не буди». Я говорил о том, что романсы в обычном смысле он исполняет очень редко, а в основном создаёт так называемую стихомузыку, где он читает стихи разных поэтов на фоне подобранной им музыки. Сейчас вы услышите чудесное стихотворение «Если ты любишь, как я, бесконечно», читаемое Ветровым в сопровождении музыки Фрэнсиса Лея.

Вот несколько измененная мной цитата о Фрэнсисе Лее:
«Появлением самых прекрасных, утонченных и трогательных мелодий, прозвучавших в лучших кинофильмах о любви, романтики всего мира обязаны французскому композитору Франсису Лею. Красивые, парящие и притягательные композиции Франсиса Лэя признаны эталоном современной романтической музыки… Это его музыка в хорошо известных русскоязычным зрителям фильмах “Мужчина и женщина” и “История любви”. За музыку к фильму “История любви” композитор получил Оскара.»

Если ты любишь, как я, бесконечно,
Если живешь ты любовью и дышишь,
Руку на грудь положи мне беспечно:
Сердца биенья под нею услышишь.
О, не считай их! в них, силой волшебной,
Каждый порыв переполнен тобою;
Так в роднике за струею целебной
Прядает влага горячей струею.
Пей, отдавайся минутам счастливым,-
Трепет блаженства всю душу обнимет;
Пей – и не спрашивай взором пытливым,
Скоро ли сердце иссякнет, остынет.
1859

19 Если ты любишь-Ветров Б
***

И в самом конце послушайте еще раз романс «На заре ты её не буди», но на этот раз в классическом исполнении современного талантливого Алибека Днишева (1951). Алибек – известный казахский оперный и камерный певец, Народный артист СССР (1986).

20 На заре ты её не буди-Днишев А
***

ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!