Цветаева

Музыкальная Поэзия со стихами Марины Цветаевой

Поэзия в сочетании с музыкой – эффективный путь движения поэзии навстречу людям. С музыкой поэзия лучше воспринимается. Музыка упрощает и ускоряет путь поэзии к массовому читателю, который превращается в слушателя. В определенном смысле мои концерт-беседы это знакомство с поэзией с помощью музыки. Исполнение тоже здесь играет немаловажную роль. Поэтому в свои концерт-беседы я включаю также некоторые сведения о творцах песен и романсов, к которым я отношу не только авторов поэзии и музыки, но и исполнителей.

Марина Ивановна Цветаева – одна из самых самых талантливых, самых сложных и, возможно, даже самых противоречивых представителей русской поэзии Серебряного века. Пользуясь астрономической терминологией, её можно назвать одной из самых ярких звезд в небе поэзии Серебряного века. А это небо было густо усыпано звездами, хотя, конечно, и очень разной величины. Список поэтов Серебряного века в Википедии (свободной энциклопедии интернета) насчитывает 152 имени.

Цитата с одного из сайтов, посвященных Марине Цветаевой:
«В 1902 году она поступила в Московский университет, где благополучно проучилось до 1905 года. После того, как по стране прокатились первые кровавые реки и потекли ручьями слезы из тысяч глаз, марину отправили доучиваться в пансионаты, расположенные за границей. Ей пришлось поучиться понемногу и в Италии, и в Германии, и в Швейцарии. Для тех, кто плохо понимает цену такого образования, скажем, что учиться в Италии считалось настолько престижным, что об этом мечтали даже царские дети. Друзья поэтессы не уставали удивляться ее эрудицией и осведомленностью во многих вопросах иногда ее даже называли «энциклопедией» и были не далеки от истины.»

В поэзии Марины Цветаевой мы можем видеть превосходное владение всеми аспектами поэтического мастерства и широчайший охват философских, социальных и психологических аспектов жизни. Если воспользоваться терминологией изобразительного искусства, то я бы сказал, что поэтическая палитра Цветаевой богаче, чем у подавляющего большинства поэтов Серебряного века. Замечу также, что поэтические произведения Цветаевой содержат очень широкий спектр уровней сложности, у неё есть как произведения чрезвычайно простые ясные и красивые, так и очень сложные, требующие значительного напряжения для постижения авторской мысли, но тем не менее красивые.

Пример 1:
В огромном липовом саду,
— Невинном и старинном —
Я с мандолиною иду,
В наряде очень длинном,

Вдыхая теплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины,

Пробором кудри разделив…
— Тугого шелка шорох,
Глубоко-вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах. и.т.д.
. . . . . . . . . . . .

Красиво, мило, предельно ясно, умно и просто.

Пример 2:
Глыбами — лбу
Лавры похвал.
«Петь не могу!»
— «Будешь!» — «Пропал,
(На толокно
Переводи!)
Как молоко —
Звук из груди.
Пусто. Суха́.
В полную веснь —
Чувство сука».
— «Старая песнь!
Брось, не морочь!»
«Лучше мне впредь —
Камень толочь!»
— «Тут-то и петь!» и.т.д.
. . . . . . . . . . . . . . . . .

Сложно, громоздко, непонятно, на слух не воспринимается совсем. Чтению, возможно, чуточку помогает, а может и мешает, обилие тире, восклицательных знаков, кавычек, скобок и пр.

Вот что писала сама Цветаева по этому поводу: “Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Устал от моей вещи, значит – хорошо читал и хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая, сотворческая. Делает честь и читателю и мне”.

Права она или неправа – это другой вопрос. У разных читателей могут быть разные ответы на этот вопрос.

Цитата: «… Цветаева пленительна и заразительна: ее слово и объемно, и сжато, и гибко, и пронзительно, и летуче, и весомо, ее рифма и интригующе неожиданна, и безупречна, как мастерский удар молотком по гвоздю, забиваемому с одного раза, ее ритмы шибают током, накрывают волной, которая тут же откатывается восвояси, затягивая в пучину, ее стихотворения – образцовы. И вся ее поэзия по своей напряженности и интенсивности – это некий экстракт, концентрат: бурная, темная стихия, которая позволила себя назвать, укротить и вместе с тем затаила всю силу своей энергии… Магнетизирует, притягивает, присваивает, захватывает, зачаровывает….»
Это с сайта «Наследие Марины Цветаевой» http://www.cvetaeva.com. Олеся Николаева, статья: МАРИНА ЦВЕТАЕВА. НУЖНО ЛИ ПОЭТУ «ГРЕШИТЬ СО СТРАСТЬЮ»?

Чем отличаются поэты от остальных, что ли, простых смертных, не наделенных поэтическим даром? Прежде всего тем, что они тоньше и глубже чувствуют окружающий мир, живую и неживую природу, человеческую душу. Второй важной особенностью поэтического дара является умение выразить эти чувства с помощью такого сочетания обычных слов языка, которое передаёт эти чувства и ощущения читателю/слушателю. Марина Цветаева в этом смысле превосходнейшая иллюстрация истинного поэтического дара.

Я ни в коей мере не претендую на сколько-нибудь существенный анализ поэзии Марины Цветаевой, хотя и буду иногда давать свои небольшие характеристики её произведений, положенных на музыку.

Родина и многие соотечественники поступили по отношению к Марине Цветаеввой жестоко, чем и привели её к гибели. Теперь же, когда уже очень поздно для неё, издаются во множестве собрания её сочинений, подтверждая веру Марины в то, что и в родном краю «…разбросанным в пыли по магазинам, где их никто не брал и не берет! Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед”.

Психологическая глубина и внутреняя музыкальность многих поэтических произведений Цветаевой привлекла внимание многих талантливых профессиональных и полупрофессиональных композиторов. Вокальные циклы, романсы и песни на стихи Цветаевой создали Дмитрий Шостакович, Микаэл Таривердиев, Андрей Петров, Злата Раздолина, Елена Фролова, Ольга Кузьмичева и многие, многие другие. Многие музыкально-поэтические произведения на стихи Цветаевой использовались в кинофильмах и исполняются в концертах известными эстрадными мастерами. Вы все, я думаю, знаете два чудесных романса «Мне нравится, что Вы больны не мной» (М.Таривердиев, фильм Ирония судьбы), «Под лаской плюшевого пледа» (А.Петров, фильм Жестокий романс), «Романс Настеньки» (А.Петров, фильм О бедном гусаре … ).

По состоянию на октябрь 2010 моя коллекция музыкально-поэтических произведений со стихами Цветаевой насчитывает около 350 записей. Из них я отобрал для сегодняшней концерт-беседы 22, однако в зависимости от реального течения времени я, возможно, это количество сокращу.

Начнем мы сегодня со стихотворения «Говорила мне бабка лютая». Немного о судьбе, немного о любви. Стихотворение несколько абстрактно и хорошо характеризует основной поэтический стиль Цветаевой. К этому стихотворению сочинили музыку четыре композитора, из которых я выбрал для вас вариант Татьяны Алешиной. Татьяна Алёшина (1961) — российский композитор, музыковед, певица, театральный деятель, художник, поэт. Музыкальный руководитель Санкт-Петербургского государственного Театра марионеток. Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая музыка к спектаклю». Член Союза театральных деятелей России. Занимается музыкой с шести лет. Выпустила 11 компакт-дисков. Член творческого союза АЗиЯ вместе с с Еленой Фроловой, Александром Деревягиным и Николаем Якимовым.

Говорила мне бабка лютая
Коромыслом от злости гнутая:
- Не дремить тебе в люльке дитятка,
Не белить тебе пряжи вытканной, -
Царевать тебе - под заборами!
Целовать тебе, внучка, - ворона.
Ровно облако побелела я:
Вынимайте рубашку белую,
Жеребка не гоните черного,
Не поите попа соборного,
Вы кладите меня под яблоней,
Без моления, да без ладана.
Поясной поклон, благодарствие
За совет да за милость царскую,
За карманы твои порожние
Да за песни твои острожные,
За позор пополам со смутою, -
За любовь за твою за лютую.
Как ударит соборный колокол -
Сволокут меня черти волоком,
Я за чаркой, с тобою роспитой,
Говорила, скажу и Господу, -
Что любила тебя, мальчоночка,
Пуще славы и пуще солнышка.
1916

01-Говорила мне бабка лютая-Алешина Т
* * *

Следующая песня по первой строке стихотворения называется «Я помню ночь на склоне ноября». Стихотворение – несомненная любовная лирика. Оно вполне прозрачное, и есть очень сильные строчки, хотя и в нем есть одно сравнение, которое нелегко объяснить – «невинная – как самый поздний час». Стихотворение привлекло внимание пяти композиторов, из которых я выбрал Эльмиру Галееву. Эльмира Галеева (1962) — российская певица, автор песен. Лауреат Грушинского фестиваля авторской песни. Автор более 200 песен. Окончила МЭИ и десять лет проработала по на КамАЗе. Сейчас — менеджер по продажам металлопроката. Песни пишет с 1984 года, в основном на стихи поэтов Серебряного века. С 1992 года выступает с концертами, сотрудничает с театром Елены Камбуровой. С 2005 года, объединившись с Еленой Фроловой и Юлией Зиганшиной, входит в состав вокального трио “Трилогия”.

Я помню ночь на склоне ноября,
Туман и дождь. При свете фонаря
Ваш нежный лик - сомнительный и странный,
По-диккенсовски - тусклый и туманный,
Знобящий грудь, как зимние моря...
- Ваш нежный лик при свете фонаря.

И ветер дул, и лестница вилась...
От Ваших губ не отрывая глаз,
Полусмеясь, свивая пальцы в узел,
Стояла я, как маленькая Муза,
Невинная - как самый поздний час...
И ветер дул и лестница вилась.

А на меня из-под усталых вежд
Струился сонм сомнительных надежд.
- Затронув губы, взор змеился мимо... -
Так серафим, томимый и хранимый
Таинственною святостью одежд,
Прельщает Мир – из-под усталых вежд.

Сегодня снова диккенсова ночь.
И тоже дождь, и так же не помочь
Ни мне, ни Вам, - и так же хлещут трубы,
И лестница летит... И те же губы...
И тот же шаг, уже спешащий прочь -
Туда - куда-то, в диккенсову ночь.
1918

02-Я помню ночь-Галеева Е
* * *

А вот глубокие философские размышления поэта о человеческих дорогах и человеческих судьбах. Стихотворение очень близко по теме и по духу Есенинскому «В том краю, где желтая крапива». Та же «каторжная» тема, то же сочувствие людям обделенным судьбой, хотя и тут не обошлось без некоторого любовного элемента. Поэтически стихотворение построено оригинально и красиво. И с довольно пессимистическим, правда вполне естественным, окончанием. Музыку к этому замечательному стихотворению написал Андрей Петров, вряд ли надо о нем рассказывать. [Андрей Петров (1930-2006) — советский и российский композитор, автор опер, балетов, симфонических произведений, инструментальных концертов, эстрадной музыки, песен и музыки к многочисленным кинофильмам и драматическим спектаклям.] А поет её Лариса Луста (1973), о которой многие из вас, видимо, слыхали. Ларису Лусту называют Дивой российского crossover-a, жанра, предполагающего смешение различных музыкальных стилей и направлений. В её репертуаре произведения от оперной классики до современного рока, от русского романса до французского шансона… Выпускница Санкт-Петербургской консерватории, профессионально владеющая академическим вокалом, Лариса Луста легко переходит от одной вокальной техники к другой. Алла Баянова назвала её лучшей молодой исполнительницей русского романса… Французы назвали её русской Эдит Пиаф. Выпустила 7 сольных альбомов.

Дороги
Всюду бегут дороги,
По лесу, по пустыне,
В ранний и поздний час.

Люди по ним ходят,
Ходят по ним дроги,
В ранний и поздний час.

Топчут песок и глину
Страннические ноги,
Топчут кремень и грязь…

Кто на ветру — убогий?
Всяк на большой дороге —
Переодетый князь!

Треплются их отрепья
Всюду, где небо — сине,
Всюду, где Бог — судья.

Сталкивает их цепи,
Смешивает отрепья
Парная колея.

Так по земной пустыне,
Кинув земную пажить
И сторонясь жилья,

Нищенствуют и княжат —
Каторжные княгини,
Каторжные князья.

Вот и сошлись дороги,
Вот мы и сшиблись клином.
Тёмен, ох, тёмен час.

Это не я с тобою, —
Это беда с бедою
Каторжная — сошлась.

Что же! Целуй в губы,
Коли тебя, любый,
Бог от меня не спас.

Всех по одной дороге
Поволокут дроги —
В ранний ли, поздний час.
1916

03-Дороги-Луста Л
* * *

Стихотворение «Что другим не нужно – несите мне» это самовыражение Цветаевой своего внутреннего мира – жизнь как горение. Музыку к нему написала Елена Фролова (1969) — певица, композитор, поэт. Автор и исполнитель песен на стихи таких поэтов, как Цветаевой, Мандельштама, Тарковского, Кузмина, Бродского, Пастернака, Есенина и многих других, а также и на свои собственные стихи. Помимо гитары иногда использует в качестве аккомпанирующего инструмента гусли. Исполняет также романсы, русские народные песни, духовный стих. За 25 лет творческой деятельности ею сочинено более 600 музыкальных композиций. В репертуаре свыше 1000 песен.

Что другим не нужно — несите мне:
Всё должно сгореть на моём огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В лёгкий дар моему огню.

Пламень любит лёгкие вещества:
Прошлогодний хворост — венки — слова…
Пламень пышет с подобной пищи!
Вы ж восстанете — пепла чище!

Птица-Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю и горю до тла,
И да будет вам ночь светла.

Ледяной костёр, огневой фонтан!
Высоко несу свой высокий стан,
Высоко несу свой высокий сан —
Собеседницы и Наследницы!
1918

04-Что другим не нужно-Фролова Е
* * *

Следующее «омузыченное» стихотворение Цветаевой – чистейшая, нежнейшая любовная лирика, с небольшой и удачной игрой слов. Объяснение в любви, прямое, простодушное и откровенное. Марина Цветаева была влюбчива и любвеобильна, и это, естественно, отражено в её любовной лирике. У меня есть четыре варианта музыки к тому стихотворению, выбрал я для сегодняшнего прослушивания вариант музыки Александра Матюхина, который исполняет Галина Беседина. Матюхин Александр (1947), по профессии экономист, живет в Санкт-Петербурге. Автор музыки и исполнитель песен, романсов, баллад на стихи классических и современных русских и зарубежных поэтов. (Мандельштам – 11, Цветаева – 8, Рубцов – 10, Есенин – 16, Ахматова – 9, Бернс – 10, и т.д). Беседина Галина – исполнитель. Выступала с литературно-музыкальными композициями под собственный аккомпанемент на 12-струнной гитаре. Работает в дуэте с Сергеем Тараненко и как солистка. Художественный руководитель Центра русского романса. Народная артистка России.

Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.
- Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! –
Сказать еще? – Златого утра краше!
Сказать еще? – Один во всей вселенной!
Самой Любви младой военнопленный,
Рукой Челлини ваянная чаша.

Друг, разрешите мне на лад старинный
Сказать любовь, нежнейшую на свете.
Я Вас люблю.- В камине воет ветер.
Облокотясь – уставясь в жар каминный –
Я Вас люблю. Моя любовь невинна.
Я говорю, как маленькие дети.

Друг! Все пройдет! Виски в ладонях сжаты,
Жизнь разожмет! – Младой военнопленный,
Любовь отпустит вас, но – вдохновенный –
Всем пророкочет голос мой крылатый –
О том, что жили на земле когда-то
Вы – столь забывчивый, сколь незабвенный!
1918

05-Вы столь забывчивы-Беседина Г
* * *
В следующем стихотворении Марина Ивановна, используя латинский источник своего имени, дает характеристику своей индивидуальности, как сказали бы в Америке – своей “personality”. Она художественно сравнивает себя с морской пеной. Поэтесса вполне самокритично упоминает о своём своевольном характере, своем непостоянстве и даже некоторой «беспутности». Стихотворение полно жизни, оптимизма и веры в себя.

А.Лейзерович в статье о Марине Цветаевой, приуроченной к 60-й годовщине её смерти, (2001) заметил важную особенность Цветаевского творческого процесса «Когда обращаешь внимание на датировку некоторых стихотворений Цветаевой, часто поражает чудовищное несоответствие между текущими обстоятельствами её жизни, иногда – реальными событиями, послужившими толчком к написанию стихотворения, и его содержанием, сутью, интонацией, пафосом. Внутренняя “машина” литературного творчества, перерабатывающая полученный извне первоначальный импульс, была в Цветаевой грандиозна, намного могущественнее её самой. Это какой-то атомный реактор, не требующий подпитки извне, для которого внешние события служат всего лишь импульсом для запуска мощной управляемой цепной реакции. Для примера достаточно взять одно из её наиболее популярных стихотворений, в котором возникает облик, кажущийся таким далёким от каких бы то ни было трагедий, таким звеняще – напряжённым в своём жизнелюбии. Дата написания – 23 мая 1920 года: через три месяца после смерти в приюте младшей дочери, о чём Цветаева, поглощённая борьбой за жизнь заболевшей старшей дочери, узнала только спустя четыре дня, случайно в страшном голодном быту “военного коммунизма”, при отсутствии какого бы то ни было постоянного заработка… в полной неизвестности о судьбе мужа, за год до получения от него первого письма из-за границы…»

И далее Лейзерович приводит стихотворение «Кто создан из камня», положенный на музыку вариант которого вы сейчас услышите. Из трёх вариантов музыки вы услышите вариант Киры Малыгиной. Малыгина Кира (1983) пишет и исполняет песни на собственные стихи, также на стихи М.Цветаевой, А.Ахматовой, и многих других поэтов. Лауреат фестивалей Обнинске, Москве, Самаре (Второй канал Грушинского фестиваля). Дипломант “Петербургского Аккорда-2002″ в номинации “автор”.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
1920

06-Кто создан из камня-Малыгина К
* * *

Следующее положенное на музыку стихотворение, которое вы услышите – чистая и трогательная любовная лирика, прозрачная, понятная и не очень редкая любовная ситуация. Ушедшая любовь. Написано в технике белого стиха, но отсутствие рифмы совершенно не замечается. Настоящей поэзии рифма совершенно не обязательна. В этом и отличие поэзии от стихотворчества. Правда в самом конце, в выражении самой сущности ситуации есть небольшая рифмовка, усиливающая мысль: «Нет, дружочек! – Это проще, Это пуще, чем досада: Мне тебя уже не надо – Оттого что – оттого что – Мне тебя уже не надо!»

Музыку, которую вы услышите в этом союзе поэзии и музыки написал Микаэл Таривердиев. У меня есть еще один вариант музыки, но Таривердиев заметно лучше. А исполнять будет Трио «Меридиан», в который входят: Заслуженная артистка РФ Надежда Лукашевич (Бруштейн) – солистка, директор; Алексей Подшивалов – пение, гитара, саксофон; Заслуженный артист РФ Николай Сметанин – муз. руководитель, пение, гитара. Трио существует с 1978 года, а тесное сотрудничество с Таривердиевым началось в 1980 году.

Мне тебя уже не надо,
Милый – и не оттого что
С первой почтой – не писал.

И не оттого что эти
Строки, писанные с грустью,
Будешь разбирать – смеясь.

(Писанные мной одною –
Одному тебе! – впервые! –
Расколдуешь – не один.)

И не оттого что кудри
До щеки коснутся – мастер
Я сама читать вдвоем! –

И не оттого что вместе
- Над неясностью заглавных! –
Вы вздохнете, наклонясь.

И не оттого что дружно
Веки вдруг смежатся – труден
Почерк,- да к тому – стихи!

Нет, дружочек! – Это проще,
Это пуще, чем досада:
Мне тебя уже не надо –
Оттого что – оттого что –
Мне тебя уже не надо!
1918

07-Мне тебя уже не надо-Трио Меридиан
* * *
А вот еще любовная лирика немного с философским и немного с религиозным подтекстом. И тоже о бывшей любви. И, судя по тексту, с грустными сожалениями, хотя и без желания вернуть. Вы услышите романс в исполнении Ларисы Новосельцевой с её же музыкой и её же гитарным аккомпанементом. Лариса Новосельцева – талантливейшая женщина, замечательный композитор и чудная певица. Живет в Москве, сочиняет мелодии к стихам поэтов Серебряного и пост-Серебряного века, выступает с концертами своих песен, а также песен Вертинского, Окуджавы, русских романсов и др. Выпустила 18 замечательных альбомов, в частности полный альбом с песнями Вертинского «Маленький креольчик». Я всерьёз подумываю об отдельной концерт-беседе посвященной её музыкально-поэтическим произведениям и исполнениям. У меня есть 10 её аудио-дисков и два видео-диска.

В раю
Воспоминанье слишком давит плечи,
Я о земном заплачу и в раю,
Я старых слов при нашей новой встрече
Не утаю.

Где сонмы ангелов летают стройно,
Где арфы, лилии и детский хор,
Где всe покой, я буду беспокойно
Ловить твой взор.

Виденья райские с усмешкой провожая,
Одна в кругу невинно-строгих дев,
Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев.

Воспоминанье слишком давит плечи,
Настанет миг, -- я слез не утаю...
Ни здесь, ни там, -- нигде не надо встречи,
И не для встреч проснемся мы в раю!
1910

08-В раю-Новосельцева Л
* * *

А теперь широко известное, и необычайно популярное, особенно среди пишущих музыку на стихи Цветаевой, и на самом деле замечательное стихотворение «Ночь». С точки зрения поэтической техники стихотворение интересно тем, что в нем в каждой строфе рифмуются все четыре строчки. В моей коллекции песен и романсов на стихи Цветаевой есть 11 вариантов музыки к этому стихотворению. Я выбрал опять Ларису Новосельцеву. У меня есть и неплохие варианты с музыкой и исполнением мужчин, но это все-таки должна петь женщина.

Ночь
В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.
1916

09-Ночь-Новосельцева Л
* * *

Марина Ивановна Цветаева москвичка влюблённая в Москву. У неё есть замечательный цикл стихотворений о Москве. Несколько этих стихотворений положены на музыку. Одно из них – «Облака вокруг». В нем Марина использует подобающий ситуации простонародный, даже несколько устаревший язык и интонацию. В нем есть и мысль о смерти и даже предположение о будущем своём захоронении на Ваганьковском кладбище. Как мы с вами знаем, этого не случилось, похоронена она в Елабуге и место захоронения даже точно неизвестно.

Два композитора сочинили к этому стихотворению музыку. Я выбрал вариант Николая Игнатова, он же и исполнитель. Николай Игнатов, москвич, врач. Родители-баянисты. Закончив 8 классов музыкальной школы и двухгодичные поготовительные курсы при московской консерватории, Николай вспомнил, что прабабушка была повитухой, и ушел навсегда в медицину. Пишет музыку и исполняет песни на стихи разных поэтов.

Облака -- вокруг,
Купола -- вокруг,
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук! --
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!

В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой -- мне
Будет радостно, --
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!

Ты постом говей,
Не сурьми бровей
И все сорок -- чти --
Сороков церквей.
Исходи пешком -- молодым шажком! --
Все привольное
Семихолмие.

Будет твой черед:
Тоже -- дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние --
На Ваганькове.
1916

10-Облака вокруг-Игнатов Н
* * *

У Цветаевой есть довольно значительное число циклов стихотворений, связанных общим замыслом, посвященных одной теме или одному лицу. Один из таких циклов посвящен брату мужа Цветаевой Петру Эфрону, который умер от туберкулеза. В этом цикле одно из стихотворений – «Осыпались листья». Глубину содержания этого стихотворения, усиленную замечательной музыкой Златы Раздолиной вы сейчас , я думаю, почувствуете. Кроме Раздолиной еще два композитора написали музыку к этому превосходному поэтическому произведению. Но они показались мне менее выразительными. Злата, как вы знаете, сама исполняет свои вещи и аккомпанирует себе на фортепиано.

Осыпались листья над Вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, мертвый, послушайте, милый:
Вы все-таки мой.

Смеетесь! - В блаженной крылатке дорожной!
Луна высока.
Мой - так несомненно и так непреложно,
Как эта рука.

Опять с узелком подойду утром рано
К больничным дверям.
Вы просто уехали в жаркие страны,
К великим морям.

Я Вас целовала! Я Вам колдовала!
Смеюсь над загробною тьмой!
Я смерти не верю! Я жду Вас с вокзала -
Домой.

Пусть листья осыпались, смыты и стерты
На траурных лентах слова.
И, если для целого мира Вы мертвый,
Я тоже мертва.

Я вижу, я чувствую, - чую Вас всюду!
- Что ленты от Ваших венков! -
Я Вас не забыла и Вас не забуду
Во веки веков!

Таких обещаний я знаю бесцельность,
Я знаю тщету.
- Письмо в бесконечность. - Письмо
в беспредельность -
Письмо в пустоту.
1914

11-Осыпались листья-Раздолина З
* * *

На очереди у нас с вами музыкально-поэтическое произведение по стихотворению Цветаевой «Окно». Стихотворение очень популярное, музыку к нему написали по меньшей мере 12 профессиональных и полупрофессиональных композиторов. Это только у меня есть 12 записей, но у меня есть не все. Популярность стихотворения подтверждается одним интересным фактом. Стихотворение начинается строчкой «Вот опять окно, где опять не спят». Если вы захотите найти это стихотворение на интернете с помощью Гугла и начнете печатать «Цветаева Вот» то Гугл тотчас вам посоветует больше себя не утруждать и предложит вам текст «Вот опять окно».

В этом очень умном, очень человечном и очень прочувствованном стихотворении есть, в частности, добрая, милая и спокойная фраза «помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнём.» Мне как-то довелось увидеть трансляцию российского концерта по телевидению, где один российский рок-певец (которых стало невыносимое множество) исполнял эту песню в визжащем роковом варианте, высоко подпрыгивая, мотая во все стороны головой, встряхивая всем, чем можно встряхнуть, и примерно 47 раз жутко вопя «Помолись дружок!». (К величайшему сожалению подобную ошибку совершила и Тамара Гвердцители в своем варианте музыки и в своём исполнении.) В нынешней России очень модно призывать молиться, все стали необычайно религиозными. Даже Путин пояснил как-то, что у него с Богом свои особые отношения. Из 12 моих записей я выбрал для вас музыку и исполнение Бориса Ветрова.

Борис Ветров известен тем, что он снабжает поэзию музыкой своим особым, пожалуй даже несколько необычным, образом. В соответствии е его восприятием конкретной поэзии – он из мира существующей музыки выбирает музыкальное произведение, которое сопровождает его декламационное чтение поэзии. У него, например, есть 28 записей поэзии Иосифа Бродского, 37 записей поэзии Николая Гумилева, 30 записей Николая Заболоцкого, 13 Осипа Мандельштама и множество других. Иногда он пишет музыку к стихам в традиционном смысле. «Окно» Цветаевой и есть такой случай.

Окно
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи...
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!
1916

12-Окно-Ветров Б
* * *

В следующем положенном на музыку стихотворении Цветаева предлагает свою самохарактеристику. Музыкально-поэтическое произведения называется «Островитянка». Несмотря на иногда крутой нрав и непростой характер Марина была очень отзывчива к людям. Вот об этой отзывчивости и стихотворение: «… согреть чужому ужин – жильё своё спалю». Стихотворение начинается строчками «Проста моя осанка, нищ мой домашний кров». Домашний кров Марины Цветаевой был всегда нищ. Это было одним из основных, если не основным фактором, приведшим её к роковому решению. А осанка, по воспоминаниям дочери Али, у её мамы всегда была пряма и проста.

К стихотворению «Островитянка» есть четыре варианта музыки, я познакомлю вас с вариантом Елены Новиковой. Елена Новикова пишет стихи и прозу, пишет музыку к стихам своим и чужим. И поёт. Больше о ней никаких сведений не нашел.

Островитянка
Проста моя осанка,
Нищ мой домашний кров.
Ведь я островитянка
С далёких островов!

Живу — никто не нужен!
Взошёл — ночей не сплю.
Согреть чужому ужин —
Жильё своё спалю.

Взглянул — так и знакомый,
Взошёл — так и живи.
Просты наши законы:
Написаны в крови.

Луну заманим с неба
В ладонь — коли мила!
Ну а ушёл — как не был,
И я — как не была.

Гляжу на след ножовый:
Успеет ли зажить
До первого чужого,
Который скажет: пить.
1920

13-Островитянка-Новикова Е
* * *

А вот полушуточное стихотворение типа «сказка ложь, да в ней намёк». Называется оно «Полюбил богатый бедную». К нему есть 6 вариантов музыки. Услышите вы вариант Ольги Кузьмичёвой. Ольга Кузьмичёва – композитор, поэтесса, исполнитель своих песен на стихи М.Цветаевой, А.Блока, А.Ахматовой, Б.Ахмадулиной, Л.Колодяжной и других поэтов. Автор более 450 песен, романсов, более 100 из которых на стихи М.Цветаевой; автор 13-ти музыкальных альбомов. Выступает на многих камерных площадках г. Москвы, Подмосковья, и других городов России. В большинстве случаев Ольга аккомпанирует себе на фортепиано.

Полюбил богатый - бедную,
Полюбил ученый - глупую,
Полюбил румяный - бледную,
Полюбил хороший - вредную:
Золотой - полушку медную.

- Где, купец, твое роскошество?
"Во дырявом во лукошечке!"
- Где, гордец, твои учености?
"Под подушкой у девчоночки!"

- Где, красавец, щеки алые?
"Зá ночь черную - растаяли".
- Крест серебряный с цепочкою?
"У девчонки под сапожками!"

Не люби, богатый, - бедную,
Не люби, ученый, - глупую,
Не люби, румяный, - бледную,
Не люби, хороший, - вредную:
Золотой - полушку медную!
1918

14-Полюбил богатый бедную-Кузьмичёва О
* * *

Я уже упоминал что многие цветаевские стихотворения организованы в циклы. Один из таких циклов называется «Бессонница», в нём 11 стихотворений. 10 из них написаны в разные месяцы и дни 1916 года и одно в 1921 году. Стихотворения без названий, одно из них начинается строчкой «Сегодня ночью я одна в ночи». Еще раз о любви к Москве. Из двух вариантов музыки я выбрал музыку и исполнение Олега Калмакова. Олег Калмаков (1963), москвич. Психолог по образованию, автор музыки более 80 песен на стихи поэтов Серебряного века, начал писать музыку в период 2000-2003 гг., большинство песен написано в последнее время: с лета 2009 года. В 2010 году начал участвовать в конкурсах и выступать на “квартирниках”. Диплом за лучший авторский романс на 3 открытом конкурсе- фестивале исполнителей романсов «Классические розы» им. Игоря Северянина в 2010 г. Олег написал семь песен на стихи Цветаевой.

Сегодня ночью я одна в ночи -
Бессонная, бездомная черница! -
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы!

Бессонница меня толкнула в путь.
- О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! -
Сегодня ночью я целую в грудь
Всю круглую воюющую землю!

Вздымаются не волосы - а мех,
И душный ветер прямо в душу дует.
Сегодня ночью я жалею всех, -
Кого жалеют и кого целуют.
1916

15-Сегодня ночью я одна в ночи-Калмаков О
* * *
А сейчас вы услышите красивый романс, созданный по стихотворению Цветаевой, – «Уличная певица». Стихотворение очень интересно по сюжету и идее, хотя в нем есть, на мой взгляд, одна небольшая несуразность, если быть буквоедом. К стихотворению у меня есть 4 варианта музыки. Мне больше других понравился вариант Инны Субботиной. Инна Субботина, превосходная певица, поэтесса, композитор и актриса. Издала четыре альбома. В седьмом классе музыкальной школы она заняла второе место на республиканском конкурсе пианистов. Дальше последовал конкурс песни, на котором Инна стала победителем. Именно здесь впервые Субботина исполнила песню собственного сочинения. Участвовала в съемках документального фильма о семье Цветаевых «Киноэскиз о любви и смерти», где прозвучали песни Субботиной на стихи Марины Цветаевой – «Ландыш белоснежный» и «Уличная певица» . В театре «Русские сезоны» исполняла русские романсы на стихи поэтов Серебряного века. Первый альбом Инны Субботиной «Мои любимые романсы» сразу стал очень популярным. У меня есть этот диск, я люблю как голос Инны Субботиной, так и её теплый стиль исполнения романсов.

Уличная певица
В мое окошко дождь стучится.
Скрипит рабочий над станком.
Была я уличной певицей,
А ты был княжеским сынком.

Я пела про судьбу - злодейку,
И с раззолоченных перил
Ты мне не руль и не копейку, -
Ты мне улыбку подарил.

Но старый князь узнал затею:
Сорвал он с сына ордена
И повелел слуге - лакею
Прогнать девчонку со двора.

И напилась же я в ту ночку!
Зато в блаженном мире - том -
Была я - княжескою дочкой,
А ты был уличным певцом!
1919

16-Уличная певица-Субботина И
* * *

Марина Цветаева обожала поэзию Александра Блока и его самого. Цикл «Стихи к Блоку» она написала еше в 1916 году. 9 мая 1920 М. Цветаева впервые увидела А. Блока на его выступлении в Политехническом; подойти познакомиться не решилась. 7 августа 1921 года Александр Блок умер. М. Цветаева откликнулась несколькими стихотворениями. Одно из стихотворений цикла начинается строчкой «Ты проходишь на запад солнца». Обращаясь к Блоку, Цветаева называет его «Божий праведник мой прекрасный», пишет «Восковому святому лику только издали поклонюсь.» И в конце стихотворения называет его «Вседержитель моей души.» Музыку с этому стихотворению написала Татьяна Синицына, исполнитель авторских песен, композитор, лауреат и дипломант конкурсов АП, организатор слетов и фестивалей. Детский хирург. Более двадцати лет Татьяна Синицына работает по специальности, не прерывая своего врачебного стажа и после переезда в 1993 году в Германию. Татьяна является одним из основателей первого в Германии клуба Авторской Песни. Ею написано более 30 песен на стихи Марины Цветаевой, Юрия Левитанского, Леонида Филатова, русскоязычных немецких поэтов… Участвует в различных международных проектах, в том числе в организации Всемирного Слета бардов, поэтов и музыкантов в Италии (2005) и Болгарии (2006 г).

Ты проходишь на Запад Солнца,
Ты увидишь вечерний свет,
Ты проходишь на Запад Солнца,
И метель заметает след.

Мимо окон моих - бесстрастный -
Ты пройдешь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души.

Я на душу твою - не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.

И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.

И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое,
Поцелую вечерний снег. -

Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий - святыя славы -
Вседержитель моей души.
1916

17-Ты проходишь на запад солнца-Синицына Т
* * *
Следующая песня «Наконец-то встретила» принадлежит циклу, посвященному поэту Анатолию Штейгеру, с которым Марина Цветаева встретилась всего лишь один раз, но между ними завязалась общирная переписка. Анатолий Штейгер (1907-1944) считался одним из наиболее значительных поэтов так называемой «первой волны эмиграции». С детства был болен тяжёлой формой туберкулёза, от которого и умер в возрасте 37 лет. В этом стихотворении Цветаева опять пользуется простонародным языком, или имитацией под простонародный язык.

Из двух музыкальных вариантов вы услышите вариант Инны Разумихиной. Инна Разумихина приобрела известность с начала 90-х годов. Она имеет в своём активе опыт многолетней успешной концертной деятельности и богатый послужной список, включающий награды и звания престижных Российских вокальных конкурсов. В течение ряда лет Инна работала ведущей артисткой театра Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой. В 2001-м году занялась сольной карьерой, это принесло ей подлинный успех и признание. Пишет и музыку к песням. Цитата: «Отточенное вокальное и драматическое мастерство, уникальный тембр голоса, проникновенность интонации, тонкое ощущение стиля, а также непосредственность и искренность, обаяние и свежесть её исполнения, … — всё это способствует установлению атмосферы доверия и сопереживанияв зрительном зале.»

Наконец-то встретила
Надобного - мне:
У кого-то смертная
Надоба - во мне.

Что для ока - радуга,
Злаку - чернозем -
Человеку - надоба
Человека - в нем.

Мне дождя, и радуги,
И руки - нужней
Человека надоба
Рук - в руке моей.

И за то, что с язвою
Мне принес ладонь -
Эту руку - сразу бы
За тебя в огонь!
1936

18-Наконец-то встретила-Разумихина И
* * *

У Марины Цветаевой есть отличное патриотическое стихотворение «Генералам двенадцатого года», посвященное российским воинам, погибшим в войне 1812 года. Но оно вовсе не траурное и не заупокойное, очень земное, очень востроженное, причем восторженное с точки зрения женщины, восхищенной мужчинами воинами. Отмечу, что стихотворение совершенно не абстрактное (в отличие от заметного количества её других стихов), очень прозрачное и ясное. Можно подумать, что это не Цветаева, а Пушкин или Лермонтов. Это еще одно подтверждение, что Цветаева превосходно владела всеми видами, типами, стилями и направлениями в поэзии. Андрей Петров написал к этому стихотворению очаровательную музыку, создав чудесный романс для фильма «О бедном гусаре замолвите слово», где этот романс называется «Романс Настеньки» и под этим именем исполняется многими современными эстрадными певицами. В моей коллекции есть шесть разных исполнителей, а выбрал я исполнение из самого фильма, где Настеньку играла Ирина Мазуркевич, Нар. Арт. России, родом из Беларуси. В её биографии есть забавная деталь – с 5 лет Ира одна ходила на рынок, покупала творог. Сейчас она актриса Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии им.Н.П.Акимова. Снималась во многих фильмах.
Замечу еще, что в романс вошли только шесть из двенадцати куплетов стихотворения.

Генералам 12-го года.
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.
1913

19-Генералам 12 года-Мазуркевич И
* * *
А вот стихотворение совершенно другого характера, написанное в том же декабре 1913 года, что и предыдущее, подтверждающее частые перемены настроения у Марины Цветаевой. Это стихотворение скорее о смерти, чем о жизни, хотя ей только 21 год. Она пишет о дне «когда и я исчезну с поверхности земли». В этом стихотворении Марина открыто и честно характеризует себя. Она пишет о себе как о «изменчивой, как дети, в каждой мине, и так недолго злой». Она пишет о себе как о «ни в чем не знавшей меры». Она просит людей любить её «за всю мою безудержную нежность и слишком гордый вид». И кончает строчкой «Еще меня любите за то, что я умру.» Как видите, стихотворение полно уныния и пессимизма.
Музыку написал композитор Марк Минков (1944), заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Российской киноакадемии “Ника”, лауреат Всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, президент Гильдии композиторов кино. Марк Минков написал музыку более чем к 100 кино- и телефильмам, а также к нескольким мультфильмам. У Марка Минкова и много известных песен, в том числе превосходнейший современный романс «Не отрекаются, любя» на слова Вероники Тушновой, который просто прекрасно исполнила Алла Пугачева.
Песню на стихотворение Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну» сегодня для вас тоже исполнит Алла Пугачева.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,

Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

— К вам всем, — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне — прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
— Послушайте! — Еще меня любите
За то, что я умру.
1913

20-Уж сколько их упало в эту бездну-Пугачева А
* * *
Однако я хочу закончить сегодняшнюю концерт-беседу на положительной ноте, на жизнерадостном и игривом настроении Марины Ивановны, когда она в 1918 году писала стихотворение в полушутливо-простонародном, близком даже к частушечному, стиле. У Цветаевой оно без названия, но все три автора музыки совершенно естественно назвали созданную песню «Гребешок». Из трех вариантов музыки я выбрал еще раз Ольгу Кузьмичеву, она и заслуживает этого, т.к. написала больше всех песен на стихи Цветаевой.

Гребешок.
Чтобы помнил не часочек, не годок —
Подарю тебе, дружочек, гребешок.
Чтобы помнили подружек мил-дружки —
Есть на свете золотые гребешки.

Чтоб дружочку не пилось без меня —
Гребень, гребень мой, расческа моя!
Нет на свете той расчески чудней:
Струны — зубья у расчески моей!

Чуть притронешься — пойдет трескотня
Про меня одну, да все про меня.
Чтоб дружочку не спалось без меня —
Гребень, гребень мой, расческа моя!

Чтобы чудился в жару и в поту
От меня ему вершочек — с версту,
Чтоб ко мне ему все версты — с вершок —
Есть на свете золотой гребешок.

Чтоб дружочку не жилось без меня —
Семиструнная расческа моя!
1918

21-Гребешок-Кузьмичева О
* * *

Всем участникам сегодняшней встречи и хозяевам этого помещения – БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Октябрь 2010